№4 | декабрь  2024

Новый номер

№3 | сентябрь 2024

Новый номер

№2 | июнь 2024

Новый номер

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

11 января 2022  16:19

Лента новостей

Редакция журнала «ГИДРОТЕХНИКА» подвела итоги работы в 2021 году

Редакция журнала «Гидротехника», формируя содержание выпусков на 2022 год, подвела итоги прошедшего года, выделив наиболее актуальные проблемы и темы, которые активно обсуждались как в профессиональном сообществе, так и на страницах журнала.

Общим принципиальным изменением для всех гидротехнических сооружений (ГТС), состоявшемся в 2021 г., стало вступление в силу поправок в №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», направленных на устранение избыточных требований к ГТС. Одним из важных решений, которое в отрасли обсуждали и ждали много лет, стало выведение из сферы влияния 117-ФЗ ГТС морского и речного водного транспорта, эксплуатация которых регулируется отраслевыми техническими регламентами. Также произошли изменения в законодательстве о федеральном государственном надзоре в области безопасности ГТС – теперь его основу составляет система оценки и управления рисками. Изменяется и периодичность плановых проверок ГТС Ростехнадзором: в отношении ГТС I или II класса — не чаще одного раза в год; в отношении III класса — не чаще одного раза в 3 года; в отношении ГТС IV класса плановые проверки не проводятся.

Однако начало реализации «регуляторной гильотины» в гидротехническом строительстве не решило всех проблем нормативно-правового регулирования в отрасли. На страницах каждого выпуска журнала в 2021 г. эксперты обсуждали те или иные аспекты несовершенства нормативной базы – необходимость корректировки техрегламентов в области объектов водного транспорта, правомочность требований их внесения в Реестр ГТС, несовершенство процедур паспортизации и декларирования ГТС и мн. др. Формирование новой нормативной базы в области гидростроительства остается одним из ключевых приоритетов журнала в новом году.

Общим трендом для ГТС всех типов в 2021 г. можно назвать цифровизацию. Если в гидроэнергетике эта задача решается достаточно давно и успешно , то в отношении ГТС других отраслей эксперты пока высказывают разные мнения и подходы, преимущественно делая акценты на автоматизации управления объектами. Наибольший интерес у подписчиков журнала в 2021 г. вызвали разработки систем автоматизированного мониторинга и контроля технического состояния ГТС, представленные в каждом выпуске журнала. Тему технологий цифровизации и автоматизации ГТС редакция продолжит активно освещать и в этом году. 

Для гидроэнергетики 2021 год прошел, можно сказать, под знаком борьбы за статус «зеленых» объектов, что обусловлено проектом Минэкономразвития РФ о «зеленой» таксономии (исходя из требований Парижского соглашения по борьбе с парниковым эффектом и глобальным потеплением климата), согласно которому к собственно «зеленым», не требующим подтверждения данного статуса, относятся ГАЭС и ГЭС проточного и деривационного типа, т. е. бесплотинные (в России это всего лишь 10 % от общего числа станций). ГЭС плотинного типа придется посредством специальных экспертиз доказывать свой статус «зеленого» объекта.

Обосновывая закрепленное российским законодательством положение, что ГЭС любого типа относятся к ВИЭ, крупнейшие компании РусГидро и En+ при научном сопровождении ведущих специалистов начали масштабное исследование уровня выделения всеми водохранилищами ГЭС углекислого газа. Редакция журнала следит за решением вопроса о статусе ГЭС как «зеленых» объектов и будет освещать все его аспекты в выпусках 2022 г.

Надо отметить, что 2021 год был для гидроэнергетиков и производителей гидроэнергетического оборудования богат юбилейными датами, инновационными техническими решениями и завершением комплексной модернизации многих ГЭС. Так, ТЯЖМАШ, отметивший в 2021 г. свое 80-летие, и НТЭК завершили комплексную модернизацию уникальной Усть-Хантайской ГЭС, эксплуатирующейся в условиях вечной мерзлоты.  80-летие отметили Угличская, а также Рыбинская ГЭС, получившая новую жизнь в ходе масштабной реконструкции >>>>.

РусГидро продолжает комплексную модернизацию своих ГЭС и ГАЭС, а также строительство Красногорских МГЭС, восстановительные работы на Загорской ГАЭС-2, строительство и одновременную эксплуатацию Усть-Среднеканской ГЭС , которая наращивает по мере строительства энергетическую мощность  >>>>.

Модернизируют свои станции ТГК-1, Норильский никель, En+, Лукойл – большой интерес читателей журнала вызывают новые разработки отечественных производителей, обеспечивающие экологическую и техническую безопасность ГЭС, что дает возможность станциям с приличным стажем быть в эксплуатации еще не один десяток лет. И данный фактор находится в поле зрения редакции, поскольку ожидать в ближайшие годы новых масштабных строек в гидроэнергетике не приходится.

Наиболее интенсивно гидротехническое строительство в 2021 г. велось в сфере морского водного транспорта, что обусловлено государственными приоритетами развития морских портов РФ и освоения Севморпути.  В данном направлении одним из важнейших остается вопрос о технологиях строительства в сложных природно-климатических условиях, включая криолитозону. И здесь гидростроителям есть что предложить – в каждом выпуске журнала за 2021 г. освещались как проверенные временем, так и инновационные технологии строительства объектов портовой инфраструктуры: применение массивов-гигантов, инновационных геосинтетиков для условий вечной мерзлоты, шпунтовых конструкций, средств обеспечения прочности бетона, защиты от коррозии и т. п. Технологии строительства и ремонта – наиболее востребованная, судя по откликам читателей, часть содержания журнала, поэтому в 2022 г. редакция продолжит анализ и обзор наиболее эффективных технологий гидротехнического строительства.

Также освоение континентального шельфа, в том числе и арктического, требует обеспечения эффективной и безопасной работы морских промысловых нефтегазовых комплексов – как разведочных, так и добывающих. Как отметили многие подписчики журнала, этот тип ГТС недостаточно освещается в специализированных изданиях. Поэтому, следуя пожеланиям читателей, медиа-группа «ПортНьюс»  заключила соглашение с ПАО «Газпром» о формировании специализированного раздела в журнале «Гидротехника», который впервые был опубликован в №4/2021  и в дальнейшем будет постоянным. Курировать данное направление в редакционно-экспертном совете журнала будут ведущие специалисты ПАО «Газпром» во главе с д. т. н., профессором Дилижаном Мирзоевым.

В области судоходных ГТС как наиболее значимые события прошедшего года следует отметить реконструкцию Павловского шлюза Камского бассейна, что позволило вывести его из опасного уровня эксплуатации, а также начало второго этапа строительства Багаевского гидроузла  - к этой теме было приковано особое внимание читателей журнала. Однако, пожалуй, главным событием ушедшего года в этой отрасли стал отказ от строительства Нижегородского низконапорного гидроузла. Не оценивая принятые решения, включая судебные, можно сказать, что проектировщики (ООО «Техтрансстрой») стали заложниками разногласий региональных субъектов, которые необходимо было решить до начала работы над проектом. При этом важно отметить, что проблема подтоплений территорий Нижегородской области (в первую очередь - Балахны), что послужило основной причиной отказа от проекта, не решится из-за отказа строительства гидроузла. Редакция продолжает следить за развитием событий по данному проекту.

Наиболее сложной для редакции в 2021 г. оказалась работа по наполнению раздела, посвященного ГТС промышленных комплексов.  К сожалению, данный раздел удалось сформировать не в каждом выпуске. В большей степени это связано с тем, что промышленные комплексы, в структуре которых находятся ГТС высоких классов опасности, не хотят открывать специфику своей работы. Наибольший интерес читателей, судя по откликам, вызвала публикация о проблеме растепления грунтовых оснований хвостохранилищ, построенных в советское время на вечномерзлых грунтах. Это явление требует экстренных мер реконструкции ГТС, а также иных подходов к проектированию и технологий строительства новых объектов на грунтах, которые могут подвергнуться растеплению. Отметим, что растепление основания было одной из версий причин аварии на ТЭЦ-3, принадлежащей НТЭК, где весной 2021 г. произошла экологическая катастрофа из-за масштабного разлива нефтепродуктов из резервуара. Однако эта версия не подтвердилась – по заключению Ростехнадзора, причиной стала ошибка, допущенная при строительстве резервуара: часть вбитых свай не опиралась на скальный грунт, что привело к неравномерному распределению нагрузки. Вопросы экологической безопасности ГТС промышленных комплексов остаются одними из самых актуальных в отрасли и приоритетными для редакции в 2022 г.; в их решении, по мнению специалистов, следует обратиться и к зарубежному опыту >>>>.

Для водного хозяйства России 2021 г. прошел под знаком реализации национальных проектов по восстановлению и развитию водных ресурсов.  Особо много гидротехнических работ в регионах было выполнено в рамках нацпроекта «Экология», прежде всего специалисты и читатели журнала отметили работы в Волго-Ахтубинской пойме. Несмотря на то, что проект ее обводнения вызывает разные экспертные оценки, но, тем не менее, его реализация, предполагающаяся уже в этом году, станет одной из самых масштабных строек. Также повышенное внимание гидротехников приковано к решению проблем водоснабжения Крымского полуострова. Несмотря на активное строительство водоснабжающих объектов >>>>, проблема обеспечения Крыма водой остается в центре внимания ученых и практиков, ее решения обязательно будут освещаться в выпусках журнала в 2022 году. И, конечно, одной из важнейших проблем, решение которых лежит в области гидротехники, остается инженерная защита от наводнений и подтоплений, которые, к сожалению, продолжают наносить большой ущерб территориям и населению.

В целом надо отметить, что 2021 год, несмотря на продолжающиеся особенности работы, связанные с пандемией коронавируса, был продуктивным во всех направлениях и сферах гидротехнического строительства. Расширяется спектр научных исследований; огромный спектр гидротехнических работ и объектов включен в национальные проекты и госпрограммы; большинство проектов реализуется в соответствии установленным срокам; проектировщики активно переходят на новые технологии, включая BIM, разрабатывается и внедряется отечественное программное обеспечение; в рамках импортозамещения многие отечественные компании расширили поставки своей продукции на ГТС; большинство производственных предприятий работает в штатном режиме с соблюдением сроков поставок; снижается аварийность и растет уровень безопасности объектов. Все это дает редакции основания для продуктивной и плодотворной работы в 2022 г.

Подписывайтесь на журнал «ГИДРОТЕХНИКА» и будьте в курсе событий, технологий, инновационных решений в гидротехническом строительстве!

 

Фотографии предоставлены:

1 - ПАО «РусГидро» 

2- с сайта Правительства Ростовской области