Первый в новом году выпуск журнала ориентирован на стратегические задачи развития отечественной науки, отраслей промышленности России, на решение актуальных проблем гидротехнического строительства и продвижение эффективных технологий.
- Результаты научных исследований представлены в нескольких публикациях. Так, исследование усталостных трещин на гидроагрегатах ГЭС (стр. 2-9) выявляет факторы развития трещинообразования, представляет способы снижения его интенсивности. Исследование нестандартного поведения высоких плотин (стр. 10-16) обосновывает эти явления техногенными геодинамическими процессами, которые не учитываются на этапе проектирования. Исследование реологических особенностей сапропелевых и торфяных пород (стр. 40-47) нацелено на разработку и развитие отечественного производства техники и оборудования для гидромеханизированных работ. Исследование теплового влияния поверхностных и грунтовых вод на температурный режим грунтов оснований земляных сооружений в зоне вечной мерзлоты (стр. 60-65) объясняет подтопление территорий и обосновывает технологии стабилизации грунтов.
При этом ученые, занимающиеся проблемами добычи природных ресурсов на морском шельфе, опасаются, что данное научное направление и накопленный багаж научных исследований будут утрачиваться в России, поскольку направление исключено из перечня научных специальностей. Ученые обосновывают острую необходимость возврата специальности «Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых» в перечень научных специальностей РФ (стр. 17-23).
- Отечественные программные комплексы и информационные системы для ГТС, не уступающие по уровню разработки и эффективности зарубежным, представляют российские компании. Так, ученые ИВП РАН и специалисты компании «Диджитал Дизайн» разработали и успешно внедрили информационную систему «Диспетчерский центр», которая обеспечивает проведение водно-энергетических расчетов при планировании режимов ГЭС (стр. 48-52). Специалисты российской компании «Нормасофт» представляют линейку программных комплексов NanoCad для BIM-проектирования ГТС, разработки информационной модели объекта капитального строительства и на примерах ГТС показывают их внедрение (стр. 54-58).
Разработки российских компаний особо востребованы, поскольку с 1 сентября 2023 г. вступают в силу нововведения, в соответствии с постановлением правительства № 331 от 5.03.2021 и постановлением правительства № 2357 от 20.12.2022, согласно которым подготовка проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением бюджетных средств, должна включать в себя обязательное формирование информационной модели объекта капитального строительства и ее последующее ведение на протяжение всего жизненного цикла объекта.
- Технологии строительства, реконструкции, ремонта ГТС направлены на повышение надежности ГТС и эффективности строительства, в том числе экономической. Ученые ГУМиРФ им. адм. О. С. Макарова обосновывают применение наплавных конструкций при реновации судоходных шлюзов (стр. 30-34). Специалисты ЦКБ «Коралл» представляют различные технические средства, разработанные для освоения Шкокмановского месторождения, которые доказали свою эффективность в лабораторных испытаниях и могут успешно применяться для разработки месторождений на континентальном шельфе (стр. 24-28). Отечественные производители композитных материалов обосновывают их преимущества и возможности для ГТС (стр. 71-74). Предметом обсуждения специалистов стали технологии ремонта ГТС в переменном уровне воды и под водой, а также вопросы ценообразования при расчете стоимости ремонта – итоги дискуссии читайте на стр. 35-38.
Подписывайтесь на журнал «Гидротехника» и открывайте новое в науке и практике гидротехнического строительства!