№2 | июнь 2024

Новый номер

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

19 апреля 2022  14:26

Лента новостей

Канал Москва-Волга отмечает 85-летие заполнения водой и начала эксплуатации

В богатой истории ФГБУ «Канал имени Москвы» 17 апреля 2022 года - особая дата. В этот день, 85 лет назад канал Москва-Волга был заполнен водой. Благодаря гигантскому человеческому труду удалось построить искусственную водную артерию для транспортировки питьевой воды, обеспечения судоходства и развития Москвы.

История строительства Канала берет своё начало с состоявшегося 15 июня 1931 года Пленума ЦК ВКП (б), на котором, наряду с решением о начале строительства московского метрополитена, было решено соединить Москву-реку с верховьем Волги для того, чтобы избавиться от проблемы критической нехватки водных ресурсов в столице. Около Кремля в то время воды в реке было настолько мало, что ее можно было перейти вброд, а сама вода состояла, в основном, из бытовых и промышленных стоков. Причиной этому стал быстрый прирост населения и развитие промышленности Москвы.

Предстояло создать целый комплекс гидротехнических сооружений, чтобы заработали «водяные лестницы», по которым пойдут большегрузные суда. Необходимо было также обеспечить чистоту подаваемой в водопровод воды.

Из нескольких предлагавшихся вариантов постройки канала был утвержден проект инженера Александра Комаровского (будущего начальника гидротехнического сектора проектного управления канала, а затем и начальника управления и главного инженера канала) так называемый Шошинский вариант. Канал должен был спуститься в устье реки Шоша, а дальше вода с помощью насосных станций подавалась бы в столицу. Далее этот вариант был доработан и появился Дмитровский вариант проекта канала, который и был утвержден в итоге.

Для реализации проекта потребовалось неполных пять лет, за которые было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций, восемь гидроэлектростанций, три железобетонные плотины, восемь земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, два транспортных тоннеля, другие объекты и сооружения.

Проведенные работы впечатляли и масштабом, и объемом, и сложностью: их фронт составил 138 километров, на протяжении которых было извлечено 53 миллиона кубометров грунта. Постройка канала позволило достичь главной ели - обводнить Москву и увеличить водопотребления москвичей, которое выросло до 600 литров в сутки из расчета на одного жителя.

Исторический факт - наряду с вольнонаемными инженерами, проектировщиками, водителями и гидротехниками на стройке работали заключенные, репрессированные в конце 20-х и 30-е годы. В системе Главного Управления лагерей ОГПУ-НКВД СССР был создан ДМИТЛАГ с центром в Дмитрове. В то время он был крупнейшим лагерем с большим количеством «филиалов» на всем протяжении канала.