• Главная
  • Статьи
  • СГТС при круглогодичной навигации на ВВП Азово-Каспийского направления

№2 | май 2022

Содержание номера

№1 | март 2022

Содержание номера

№4 | ноябрь 2021

Содержание номера

№3 | август  2021

Содержание номера

Статьи

Номер: № 2 (май 2022)

СГТС при круглогодичной навигации на ВВП Азово-Каспийского направления

УДК 656.62

Обеспечение работы судопропускных сооружений при организации круглогодичной навигации на участке внутренних водных путей в направлении Каспий — Азов

В ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова выполнена НИР по обоснованию возможности и целесообразности организации круглогодичной навигации на участке внутренних водных путей от морского порта Астрахань, расположенного в устьевой части реки Волги, до Ростовского морского порта, расположенного в 40 км от устья реки Дон. Этот участок водного пути можно условно разделить на три части:

•        от устья реки Волги до входа в Волго-Донской судоходный канал, протяженностью около 500 км, находится в ведении ФБУ «Администрация Волжского бассейна»;

•        Волго-Донской судоходный канал (ВДСК), включающий Варваровское, Береславское, Карповское и Цимлянское водохранилища, общей протяженностью 300 км, находится в ведении ФБУ «Администрация «Волго-Дон»;

•        участок нижнего Дона от Цимлянского гидроузла до города Аксай — 245 км, обслуживается ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна».

Одной из важнейших проблем, определяющих возможность осуществления плавания судов в условиях отрицательных температур и наличия льда на акватории, является необходимость обеспечения работы судопропускных гидротехнических сооружений, расположенных на участке Каспий — Азов. Такими сооружениями являются:

•        тринадцать шлюзов, расположенных на Волго-Донском судоходном канале;

•        два шлюза Цимлянского гидроузла, замыкающие Цимлянское водохранилище на Дону;

•        три действующих гидроузла, расположенных на нижнем Дону: Николаевский, Константиновский и Кочетовский;

•        строящийся на Дону Багаевский гидроузел.

Помимо сооружений, обеспечивающих непосредственный судопропуск (шлюзов), на рассматриваемом участке водного пути есть и сооружения, обеспечивающие работу судопропускных сооружений, судоходство и его безопасные режимы:

•        насосные станции №№ 31, 32 и 33, предназначенные для обеспечения водой водораздельного бьефа Волго-Донского судоходного канала (Варваровского водохранилища);

•        аварийно-ремонтные заграждения №№ 141 и 142, предназначенные для отсечения каналов Волжского и Донского склонов от водораздельного бьефа;

•        дамбы и плотины, предназначенные для поддержания подпорных уровней в водохранилищах бьефов;

•        водосбросы для пропуска паводковых вод;

•        водозаборы для подачи воды потребителям;

•        паромная переправа.

На гидроузлах нижнего Дона имеются железобетонные водосбросные плотины, рыбопропускные сооружения (рыбопропускные шлюзы и рыбоходно-нерестовые каналы). Помимо этого, на Николаевском и Кочетовском гидроузлах есть судоходные плотины, задача которых поддерживать уровни воды в реке выше по течению путем создания подпора. На период ледостава и ледохода (поздняя осень — зима — ранняя весна) судоходные плотины разбираются.

Без обеспечения работы всех сооружений этих гидроузлов в зимнее время обеспечить навигацию, а также рыбопропуск невозможно.

 

Для цитирования: Моргунов К. П. Обеспечение работы судопропускных сооружений при организации круглогодичной навигации на участке внутренних водных путей в направлении Каспий — Азов // Гидротехника. 2022. № 2. С. 7-13.

  • На фотоМаршрут круглогодичной навигации

Полная версия материала доступна по подписке  >>>>

Автор