Статьи

Номер: № 2 (2020)

НОВЫЙ ВЕК ГИДРОУЗЛА БЕЛООМУТ

Параметры старого гидроузла

Стены камеры шлюза представляют собой железобетонную конструкцию уголкового типа с контрфорсами. Длина камеры шлюза 267 м, полезная ширина 16,2 м; верхняя отметка составляет 101,15 м; отметка днища 94,83 м. Глубина на пороге нижней головы при пониженном НПУ — 2,35 м. На верхней и нижней головах установлены двустворчатые ворота стоечного типа. Шлюз имеет сосредоточенную (головную) систему питания. Наполнение и опорожнение камеры осуществляется через обходные водопроводные галереи в устоях голов шлюза и через клинкеты в двухстворчатых воротах.

Плотина однопролетная, судоходная, разборного типа, затопляемая. Длина водопропускного отверстия — 188 м. Верх устоев расположен на отметке 101,2 м, порог — на отметке 95,23 м. Отметка понура — 95,03 м, рисбермы — 94,13 м. Плотина перекрывается металлическими поворотными фермами «Поарэ» в количестве 131 шт. и опирающимися на них деревянными щитами «Буле» в количестве 934 шт.

 

Ключевые компоновочные и конструктивные решения нового гидроузла

Новый гидроузел возводится на месте старого: новая плотина расположена в 70 м выше по течению от старой, новый шлюз расположен параллельно старому. Сооружения гидроузла предназначены для судопропуска и поддержания судоходных подпорных уровней на р. Оке.

Гидроузел Белоомут состоит из однокамерного шлюза на левом берегу и плотины с регулируемым водосбросом. На левом берегу построено административно-бытовое здание.

В состав шлюза входят сооружения:

•   камера;

•   верхняя и нижняя головы;

•  причально-направляющая и направляющая палы верхнего подходного канала;

•  подходной канал верхнего бьефа;

•  направляющие палы нижнего подходного канала;

•  подходной канал нижнего бьефа.

Система питания шлюза головная.

Габаритные размеры камеры: длина — 276 м, ширина — 18 м. Глубина на пороге шлюза при НПУ — 2,5 м. Напор при НПУ составляет 4,3 м. Камера шлюза выполняется в виде заанкеренной шпунтовой стенки. Верхняя и нижняя головы выполняются из монолитного железобетона габаритными размерами в плане 18,5×28 м. Подходной канал имеет длину 415 м в верхнем бьефе и 250 м — в нижнем бьефе.

В сравнении со старым шлюзом новый имеет ряд отличий:

•  ширина камеры стала больше на 1,8 м, отметка днища — ниже на 0,43 м;

•  вместо двустворчатых ворот в головах шлюза установлены сегментные уравновешенные затворы, позволяющие увеличить скорость шлюзования;

•   верхний подходной канал оборудован причальными сооружениями для отстоя судов в очереди шлюзования.

Плотина состоит из двух частей, образующих напорный фронт:

1.  Глухая часть — конструкция выполнена из взаимозаанкеренных шпунтовых рядов с верхней бетонной плитой.

2.  Водосбросная часть — предназначена для регулирования расходов реки.

Водосброс состоит из четырех секций шириной 18,0 м, общая длина водосбросного фронта составляет 72,0 м. Каждая секция плотины выполнена из монолитного железобетона с габаритными размерами в плане L×B = 31,45×28,20 м, отметка подошвы секций 89,7 м БС, отметка верха бычка — 102,5 м БС. Головы шлюза и секции плотины конструктивно схожи. Вода сливается через нижнюю часть сегментного затвора в водобойный колодец, который частично гасит энергию потока.

Общая длина плотины от «речной» стенки камеры шлюза до сопряжения с правым берегом составляет 281,3 м.

Основные отличия от старой плотины:

•   отметка гребня плотины стала выше на 1,3 м, что позволило увеличить нормальный подпорный уровень (НПУ) на 1,16 м;

•   новая плотина неразборная, регулируется через сегментные затворы водосбросной части в автоматическом режиме, что избавляет от большого объема ручного труда (старая плотина разбиралась вручную каждый год по окончании навигации).

Административно-бытовое здание прямоугольной формы, трехэтажное с наружными кирпичными стенами размерами в осях 15,0×12,24 м, высота этажа 3,3 м. Сооружение оснащено техническим подпольем и чердачной крышей. В здании расположена диспетчерская с центральным пультом управления затворами шлюза и водосбросной плотины, а также бытовые и служебные помещения.

 

Полную версию статьи читайте в журнале "Гидротехника" № 2(59)2020