№4 | декабрь  2024

Новый номер

№3 | сентябрь 2024

Новый номер

№2 | июнь 2024

Новый номер

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

Технологии и опыт

Номер: № 1 (март 2022)

Моделирование заносимости подходного канала и акватории порта Тамань

Научная статья

УДК 627; 551.46

DOI: 10.55326/22278400_2022_1_66_6

Аннотация. Выполнено математическое моделирование заносимости подходного канала и операционной акватории проектируемого порта Тамань. Расчет заносимости участков подходного канала к проектируемому порту выполнен для штормов повторяемостью 1 раз в год и 100, 50, 25 лет, а также в среднем за год. В расчетах использовались высоты волн 5% обеспеченности в системе шторма, средние период и длина волн. Дана оценка возможных размывов бровок канала под воздействием струй от судовых движителей. Разработаны рекомендации по дноуглублению подходного канала и акватории порта, а также по укреплению бровок канала и прилегающих участков акватории. По результатам расчетов рекомендовано выполнить крепление верхних частей откосов канала и прилегающего к ним дна на участке входа в порт камнем со средним диаметром 60–70 мм, на северном участке — 15–20 мм, на участке поворота — 5–10 мм, на южном участке канала — 2–5 мм.

Ключевые слова: подходной канал, акватория порта, математическое моделирование, заносимость, дноуглубление, размыв откосов канала

Для цитирования: Макаров К. Н., Омельченко Ю. Б. Моделирование заносимости подходного канала и акватории порта Тамань // Гидротехника. 2022. № 1. С. 6-16.

Список источников:
1. Макаров К. Н., Николенко А. А. Программный комплекс гидродинамических и литодинамических расчетов «Берег». Версия 3.0. — Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 950056 в РосАПО от 17.02.95.
2. Макаров К. Н., Макаров Н. К., Николенко А. А., Погорельцев Ю. Р. Программа расчета динамики свободных пляжей и пляжей под защитой пляжеудерживающих сооружений, в том числе на искусственных островах. — Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014617856 от 05.08.2014.
3. СП 444.1326000 Нормы проектирования морских каналов, фарватеров и зон маневрирования. М.: Минтранс РФ, 2019.
4. Лебедев В. В., Гарибин П. А., Беляев Н. Д. Инженерная геология. Заносимость морских гидротехнических сооружений. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1996.
5. Макаров К. Н., Горлова А. А. Заносимость портовых акваторий и подходных каналов // Гидротехническое строительство. 2016. № 7. С. 33–40.
6. Губина Н. А. Защита подходных каналов морских портов от заносимости: дисс. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. М.: МГСУ, 2007.
7. Россинский К. И., Дебольский В. К. Речные наносы. М.: Наука, 1980.
8. Лонге-Хиггинс М. С. Механика прибойной зоны // Механика. Период. сб. перев. статей. М.: Мир, 1974. № 1. C. 84–103.
9. Альхименко А. И., Беляев Н. Д., Фомин Ю. Н. Безопасность морских гидротехнических сооружений: Учебное пособие / Под ред. А. И. Альхименко. С.-Петербург: Лань, 2003.
10. Лобачев М. П., Пустошный А. В., Сазонов К. Е., Чичерин И. А. Численное моделирование взаимодействия струи от винта с грунтом / Фундаментальная и прикладная геофизика: сб. науч. трудов. 2008. № 1. С. 88–98.
11. Полунин М. А. Анализ влияния размыва дна струями судовых движителей на устойчивость причальных набережных: дисс. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. Новосибирск: НГАВТ, 2010.

12. Чечко В. А., Чубаренко Б. В., Курченко В. Ю. О натурных исследованиях взвешенного вещества, образующегося в судоходном канале под воздействием движущихся судов // Водные ресурсы. 2011. Том 38, № 3. С. 297–305.

Полная версия материала доступна по подписке

Online-форма подписки на журнал

Авторы