№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

Технологии и опыт

Об оценке стоимости ремонта ГТС в переменном уровне и под водой

ДИСКУССИОННАЯ СТАТЬЯ

УДК 627; 69.003.12

DOI: 10.55326/22278400_2023_1_

 

Discussion article

On repair costs estimate of hydraulic engineering structures in variable

water levels and under water

Tatyana V. Ilyina

Editor-in-Chief, The Hydrotechnika, PortNews Media Group, St. Petersburg, Russia, info@hydrote.ru

Abstract. The article summarizes results of the discussion on the problems of assessing the cost of repair work on hydraulic engineering structures, the choice of repair technologies, and their comparative analysis; outlines the proposals of the discussion participants for the regulation of pricing in the execution of repair and reconstruction of the hydraulic engineering structures.

Keywords: pricing, underwater technical works, creation of a dry zone for repair work, economic efficiency

For citation: Ilyina Т. V. Оn repair costs estimate of hydraulic engineering structures in variable water levels and under water// Hydrotechnika. 2023. № 1. Pp.

© Ильина Т. В., 2023

 

Актуальность проблемы

Конструкции и участки гидротехнических сооружений (ГТС), находящиеся под водой и в переменном уровне, наиболее уязвимы и требуют более частых ремонтных работ, в сравнении с другими элементами сооружений. Нередко эксплуатирующие организации вынуждены прибегать не только к планово-предупредительным, но и к текущим ремонтам, что в итоге оказывается достаточно затратным. Безусловно, каждый владелец или арендатор ГТС заинтересован в снижении затрат как на ремонтные работы, так и на эксплуатацию сооружения в целом, а также в увеличении межремонтного периода с сохранением надежности сооружения. И здесь возникает задача выбора технологий ремонта, которые бы обеспечили дальнейшую эксплуатацию на как можно более длительный период и при этом стоили бы приемлемо для заказчика.

В практике гидротехнического строительства имеют место различные способы проведения ремонтных работ в обозначенных зонах эксплуатации ГТС, чаще всего выбор осуществляется между ремонтом с привлечением подводно-технических специалистов и ремонтом с созданием сухой зоны. Как показывает аналитика, при ремонте подводных конструкций преобладают подводно-технические технологии, что обусловлено отсутствием необходимости выводить сооружение из эксплуатации. Для ремонта в зоне переменного уровня эксплуатирующие организации также стремятся использовать технологии, позволяющие не выводить объект из эксплуатации, при этом выбор современных материалов для зоны переменного уровня несколько шире, чем для ремонта под водой. Чаще всего первым, а иногда — единственным критерием выбора технологий и материалов ремонта является их стоимость, что подтверждают очень многие организации, эксплуатирующие ГТС водного транспорта и других отраслей. При этом возникают вопросы: каким образом сформирована та или иная стоимость работ, чем обусловлен большой разброс цен, почему расчеты оказываются значительно ниже или выше нормативных и пр. Другие критерии — гарантии надежности, долгосрочности сооружения, профессиональная компетентность подрядчика — отходят на второй план.

Проблема ценообразования обсуждается в профессиональном гидротехническом сообществе долгие годы, в том числе на страницах журнала «Гидротехника». С целью объединения усилий эксплуатирующих организаций, производителей ремонтных работ и строительных материалов для определения подходов к расчету стоимости ремонта ГТС, показателей качества и экономической эффективности технологий ремонта редакцией журнала и медиа-группой «ПортНьюс» была организована дискуссия, которая состоялась в рамках VI Конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», прошедшего в Москве 15–16 февраля 2023 г. В дискуссии приняли участие эксплуатирующие организации, проектировщики, специалисты сметных подразделений, производители ремонтных работ и материалов, водолазные специалисты. С полной видеозаписью конгресса, включая дискуссию, можно ознакомиться на сайте.

Итоги дискуссии

Проблемы и предложения по их решению, высказанные в процессе подготовки дискуссии читателями журнала и участниками конгресса в ходе обсуждения, отражают различные аспекты производства и оценки ремонтных работ, которые взаимосвязаны между собой, но все же требуют отдельного рассмотрения.

Нормативная база и ценообразование

Как наиболее общие и острые отмечены следующие проблемы:

  • Отсутствуют методики расчета обследования сооружения, без которого затруднительно определить объем и технологии ремонтных работ. Согласно действующим нормативам, расчет обследования выполняется по трудозатратам, что без подтверждения нормативными расценками является субъективным фактором и определяется каждым подрядчиком на свое усмотрение, как следствие — большой разброс стоимости обследования и демпинг.
  • Для расчета ремонтных работ специалисты-сметчики адаптируют сметные нормативы для строительства ГТС, однако они устарели как по ценовым, так и по технологическим показателям: технологии развиваются, появляются новые, более эффективные виды техники и оборудования, позволяющие значительно снизить трудозатраты, но они не отражены в сметных нормативах. Если в отношении строительных материалов методика расчетов предполагает использование коммерческих расценок при проведении конъюнктурного анализа, то на виды работ, особенно на федеральных объектах, использовать коммерческие цены и пройти с ними экспертизу практически невозможно.
  • В нормативных документах отражены лишь отдельные виды работ и их сметные нормативы. Большинство видов работ, в том числе ремонт ГТС, в нормативной документации не представлены, как и не отражены различные особенности конструкций и специфика ГТС. Как следствие — отсутствие критериев для оценивания конкретного вида работ и технологий.
  • Демпинг, который делает бессмысленным предварительную подготовку сметной документации. Достаточно распространены ситуации, когда при проведении конкурсных процедур подрядчики предлагают стоимость значительно ниже предусмотренной сметными нормативами.

Выбор материалов и технологий ремонта

Помимо стоимостной составляющей в данном вопросе были обозначены проблемы, связанные с качеством и надежностью выбираемых технических решений:

  • Несоответствие качества материалов заявленным характеристикам. Как следствие — возникновение дефектов намного раньше гарантированного после ремонта срока эксплуатации объекта. В современной ситуации, когда многие химические компоненты импортного производства стали недоступны, наблюдается некоторое снижение качества ремонтных составов.
  • Отсутствие или недостаточная информация о материалах, технологиях, оборудовании. Имеют место ситуации, когда поставщик: не предоставляет нужную информацию по запросам специалистов; предварительные исходные данные по факту оказываются другими; по ходу выполнения работ происходит замена оборудования и техники, кадрового состава и т. п.
  • Отсутствие сравнительного анализа трудозатрат и эффективности технологий в различных условиях эксплуатации, что может приводить к выбору не самого оптимального технического решения как разработчиками проектно-сметной документации, так и заказчиком.

Выбор подрядчика

В данном вопросе, как отмечают специалисты, находят отражение все предыдущие проблемы. По многим видам работ в гидротехнике, в том числе по ремонту ГТС под водой и в переменном уровне, не сформированы нормативные требования к исполнителям. Заказчики далеко не всегда имеют полное представление о технологиях ремонта, чтобы выбрать подрядчика, способного реализовать технологию качественно и в полном объеме.

По итогам обсуждения были сформированы предложения, реализация которых необходима как на государственном и ведомственном уровнях, так и на уровне конкретной компании:

  1. В ценообразовании переход на ресурсно-индексный метод при расчетах стоимости ремонтных работ, что позволит рассчитывать стоимость работ по трудозатратам (чел./час) для каждого вида работ и актуальным для современного рынка ценам.

Участники дискуссии отметили, что опыт применения данного метода в практике гидротехников есть. Так, подводно-технические специалисты (опыт представлен компанией «Нерей») разрабатывают технологическую карту для работ на каждом конкретном объекте, где подробно изложены этапы работы с описанием выполняемых операций, применяемого оборудования и затраченного времени, что позволяет не только обосновать стоимость работ, но и показать заказчику результаты, которые будут достигнуты по итогам ремонта под водой или в переменном уровне. Системный подход к ценообразованию использует компания «УралСГТ», специализирующаяся на технологии ремонта с созданием сухой зоны: детализировав этапы работ, необходимое для ремонта оборудование и учитывая все исходные данные, специалисты за несколько минут могут определить стоимость квадратного метра ремонтируемой площади любых объектов, эксплуатирующихся в различных условиях. ФГУП «Росморпорт», руководствуясь в расчетах общими нормативами, имеет дополнительно внутренние стандарты организации, которые позволяют сделать адекватные расчеты стоимости работ с учетом специфики технологии. Так, к примеру, предприятие провело большую работу по формированию цен на дноуглубительные работы, этими расчетами сегодня пользуются многие проектные организации.

Имеющийся опыт показывает, что если заказчик заинтересован в снижении затрат на содержание ГТС, то и на своем уровне он может решить эту задачу через разработку внутренних регулирующих документов. Они же могут стать средством борьбы с демпингом, когда стандартом организации определяется предельный процент отступления от нормативной стоимости. Неадекватное занижение цены — ответственность не только демпингующей компании, но и заказчика, который покупает услуги по заниженной цене, несмотря на рекомендуемые 10% в снижении нормативной стоимости. Необходима на государственном уровне система ответственности как за демпинг, так и за нанесенный от него ущерб: срыв сроков ремонта, несоблюдение гарантий качества, невыполнение или частичное выполнение работ, простой оборудования и пр.

  1. 2. Корректировка и доработка нормативных документов. На государственном уровне необходимо включить в Федеральную сметно‑нормативную базу и Классификатор строительных ресурсов все необходимые для ремонта/реконструкции ГТС виды работ, технологий, материалов. Необходимую информацию на государственные информационные порталы могут давать как производители работ и материалов, так и заказчики. Но чтобы избежать субъективности, которая может привести к тому же разбросу цен или неадекватному ценообразованию, важно выполнить детализацию каждой технологии с расчетом стоимости всех ее элементов. Здесь можно использовать указанный выше опыт составления технологических карт, опираться на данные о ремонтах прошлых лет, провести хронометраж работ на разных объектах, эксплуатирующихся в различных условиях. Возможно, есть смысл классифицировать и унифицировать технологии, что сделано, к примеру, в дорожном строительстве и что предлагает промышленный кластер Свердловской области по восстановлению ГТС и объектов транспортной инфраструктуры (см. Гидротехника, 2022, № 4, с. 38–40). Или, как было предложено в ходе дискуссии, составить перечень возможных дефектов (с визуализацией в 3D) с описанием технологий их устранения и расчетом трудозатрат — в современных программных комплексах это возможно. В любом случае без заинтересованности и активной позиции профессионального сообщества на государственном уровне не стоит ждать изменений. 
  2. 3.  При выборе технологий, материалов и подрядчика важно руководствоваться не только стоимостью, но и оценивать качество материалов, компетентность подрядчиков, претендующих на выполнение работ, соотносить их возможности и оснащенность с нормативными требованиями и предлагаемой технологией. Оценивать возможные риски в случае нарушения технологии, использования некачественных материалов, неподходящей под условия объекта техники и т. п. Наличие технологий ремонта ГТС в ФСНБ и Классификаторе строительных ресурсов решит данную задачу, но для этого необходимо проводить аналитическую работу, консультации со специалистами, сравнивать различные технические решения, а также осуществлять НИОКР, как, например, ФГУП «Росморпорт» организовало научно-исследовательскую работу, направленную на выявление наиболее эффективных материалов и технологий антикоррозионной защиты металлоконструкций в условиях порта на юге РФ. В ходе работ используются разные материалы и технологии защиты от коррозии, осуществляется мониторинг конструкций в различных погодных условиях и сравнительный анализ получаемых данных, что позволит выбрать наиболее эффективную технологию и решить задачу антикоррозионной защиты на годы.

Также важно отслеживать новые технологии, материалы, оборудование и регулярно обновлять информацию на государственных ресурсах.

При реализации обозначенных предложений не останется возможности для демпинга или, наоборот, осознанного завышения стоимости. Заказчик, подрядчик, поставщик будут по одинаковым параметрам выбирать оптимальное для конкретного объекта техническое решение и по одинаковым критериям рассчитывать его стоимость.

 

Предлагаемые последействия

Информация о переходе на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства на сайтах Минстроя РФ и ФАУ «Главгосэкспертиза» была опубликована уже после завершения конгресса. Предложения по итогам дискуссии полностью совпадают с уже состоявшимися и планируемыми решениями государственного уровня.

Переход субъектов осуществляется поэтапно с I по III квартал 2023 г., по мере готовности, но для семи субъектов ресурсно-индексный метод действует уже с I квартала для новых объектов капитального строительства. Начиная с IV квартала 2023 г. необходимо применять его в рамках реализации всех новых проектов строительства, реконструкции и капремонта объектов на всей территории РФ. Для этого органы исполнительной власти субъектов направляют в Главгосэкспертизу обращения с предложением о расчете Индексов по группам однородных ресурсов на очередной квартал с приложением отчетных данных о текущей стоимости строительных ресурсов с обосновывающими документами, в соответствии с требованиями пункта 26.1 Правил мониторинга цен строительных ресурсов (постановление правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов»).

С 25 февраля 2023 г.? в соответствии с приказом Минстроя России № 1133/пр от 27 декабря 2022 г.? вступила в действие Федеральная сметно‑нормативная база в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г. (ФСНБ-2022). На момент вступления в силу база включает более 53 000 сметных норм и порядка 42 000 строительных ресурсов, из них более 600 сметных норм разработаны Главгосэкспертизой. Также актуализирован Классификатор строительных ресурсов (далее — КСР) в части учета в кодах КСР девяти знаков в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2); актуализированы и синхронизированы сборники сметных цен строительных ресурсов ФСНБ-2022 (ФССЦ, ФСЭМ) и КСР в части номенклатуры и стоимостных показателей строительных ресурсов (в уровне цен на 01.01.2022); обеспечено создание и функционирование механизма расчета и установления нормируемой заработной платы рабочих-строителей с непосредственным участием субъектов РФ.

Начиная с I квартала 2023 г., но не позднее III квартала 2023 г. в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС) должны быть размещены сметные цены строительных ресурсов и информация об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов (далее — Индексы по группам однородных строительных ресурсов) для всех субъектов РФ, что будет являться фактом их перехода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства.

Переход к определению сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом пока не распространяется на объекты капитального строительства, имеющие отраслевую специфику (автомобильные дороги, за исключением дорог с грунтовым покрытием, искусственные дорожные сооружения, объекты железнодорожной инфраструктуры, объекты магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, объекты использования атомной энергии, линейные объекты капитального строительства — воздушные линии электропередачи, объекты строительства алмазодобывающей промышленности, объекты космической отрасли), для которых Минстроем России публикуются индексы изменения сметной стоимости, учитывающие указанную отраслевую специфику таких объектов.

Важно отметить, что предложения по включению в указанные документы технологий ремонта в переменном уровне воды были подготовлены и направлены в государственные ведомства членами промышленного кластера Свердловской области по восстановлению ГТС и объектов транспортной инфраструктуры. Для дальнейшего решения проблем ценообразования в гидротехническом строительстве и продвижения эффективных технологий предлагается:

  • создать профильный экспертный совет для доработки нормативной документации и подготовки предложений в государственные ведомства;
  • сформировать систему эффективных технологий, соответствующих и превосходящих мировые стандарты;
  • выработать предложения по активизации отечественного машиностроительного комплекса в разработке и производстве оснастки, оборудования для ремонта ГТС;
  • провести обучение специалистов, заинтересованных в освоении технологий ремонта ГТС;
  • продумать и предложить в соответствующие министерства и ведомства систему профессиональной подготовки по технологиям ремонта ГТС в средних специальных и высших учебных заведениях.

 

Приглашаем заинтересованных специалистов включиться в эту работу, подтвердив свое участие письмом в редакцию журнала «Гидротехника» на e-mail: info@hydroteh.ru или телефону 8-921-961-79-62.

 

Информация о статье

Статья поступила в редакцию 20.02.2023; принята к публикации 1.03.2023.

Article info

The article was submitted 20.02.2023; accepted for publication 1.03.2023.

 

Для цитирования: Ильина Т. В. Об оценке стоимости ремонта ГТС в переменном уровне и под водой // Гидротехника. 2023. № 1. С.

Автор