ДИСКУССИОННАЯ СТАТЬЯ
УДК 627; 69.003.12
DOI: 10.55326/22278400_2023_1_
Discussion article
On repair costs estimate of hydraulic engineering structures in variable
water levels and under water
Tatyana V. Ilyina
Editor-in-Chief, The Hydrotechnika, PortNews Media Group, St. Petersburg, Russia, info@hydrote.ru
Abstract. The article summarizes results of the discussion on the problems of assessing the cost of repair work on hydraulic engineering structures, the choice of repair technologies, and their comparative analysis; outlines the proposals of the discussion participants for the regulation of pricing in the execution of repair and reconstruction of the hydraulic engineering structures.
Keywords: pricing, underwater technical works, creation of a dry zone for repair work, economic efficiency
For citation: Ilyina Т. V. Оn repair costs estimate of hydraulic engineering structures in variable water levels and under water// Hydrotechnika. 2023. № 1. Pp.
© Ильина Т. В., 2023
Актуальность проблемы
Конструкции и участки гидротехнических сооружений (ГТС), находящиеся под водой и в переменном уровне, наиболее уязвимы и требуют более частых ремонтных работ, в сравнении с другими элементами сооружений. Нередко эксплуатирующие организации вынуждены прибегать не только к планово-предупредительным, но и к текущим ремонтам, что в итоге оказывается достаточно затратным. Безусловно, каждый владелец или арендатор ГТС заинтересован в снижении затрат как на ремонтные работы, так и на эксплуатацию сооружения в целом, а также в увеличении межремонтного периода с сохранением надежности сооружения. И здесь возникает задача выбора технологий ремонта, которые бы обеспечили дальнейшую эксплуатацию на как можно более длительный период и при этом стоили бы приемлемо для заказчика.
В практике гидротехнического строительства имеют место различные способы проведения ремонтных работ в обозначенных зонах эксплуатации ГТС, чаще всего выбор осуществляется между ремонтом с привлечением подводно-технических специалистов и ремонтом с созданием сухой зоны. Как показывает аналитика, при ремонте подводных конструкций преобладают подводно-технические технологии, что обусловлено отсутствием необходимости выводить сооружение из эксплуатации. Для ремонта в зоне переменного уровня эксплуатирующие организации также стремятся использовать технологии, позволяющие не выводить объект из эксплуатации, при этом выбор современных материалов для зоны переменного уровня несколько шире, чем для ремонта под водой. Чаще всего первым, а иногда — единственным критерием выбора технологий и материалов ремонта является их стоимость, что подтверждают очень многие организации, эксплуатирующие ГТС водного транспорта и других отраслей. При этом возникают вопросы: каким образом сформирована та или иная стоимость работ, чем обусловлен большой разброс цен, почему расчеты оказываются значительно ниже или выше нормативных и пр. Другие критерии — гарантии надежности, долгосрочности сооружения, профессиональная компетентность подрядчика — отходят на второй план.
Проблема ценообразования обсуждается в профессиональном гидротехническом сообществе долгие годы, в том числе на страницах журнала «Гидротехника». С целью объединения усилий эксплуатирующих организаций, производителей ремонтных работ и строительных материалов для определения подходов к расчету стоимости ремонта ГТС, показателей качества и экономической эффективности технологий ремонта редакцией журнала и медиа-группой «ПортНьюс» была организована дискуссия, которая состоялась в рамках VI Конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», прошедшего в Москве 15–16 февраля 2023 г. В дискуссии приняли участие эксплуатирующие организации, проектировщики, специалисты сметных подразделений, производители ремонтных работ и материалов, водолазные специалисты. С полной видеозаписью конгресса, включая дискуссию, можно ознакомиться на сайте.
Итоги дискуссии
Проблемы и предложения по их решению, высказанные в процессе подготовки дискуссии читателями журнала и участниками конгресса в ходе обсуждения, отражают различные аспекты производства и оценки ремонтных работ, которые взаимосвязаны между собой, но все же требуют отдельного рассмотрения.
Нормативная база и ценообразование
Как наиболее общие и острые отмечены следующие проблемы:
Выбор материалов и технологий ремонта
Помимо стоимостной составляющей в данном вопросе были обозначены проблемы, связанные с качеством и надежностью выбираемых технических решений:
Выбор подрядчика
В данном вопросе, как отмечают специалисты, находят отражение все предыдущие проблемы. По многим видам работ в гидротехнике, в том числе по ремонту ГТС под водой и в переменном уровне, не сформированы нормативные требования к исполнителям. Заказчики далеко не всегда имеют полное представление о технологиях ремонта, чтобы выбрать подрядчика, способного реализовать технологию качественно и в полном объеме.
По итогам обсуждения были сформированы предложения, реализация которых необходима как на государственном и ведомственном уровнях, так и на уровне конкретной компании:
Участники дискуссии отметили, что опыт применения данного метода в практике гидротехников есть. Так, подводно-технические специалисты (опыт представлен компанией «Нерей») разрабатывают технологическую карту для работ на каждом конкретном объекте, где подробно изложены этапы работы с описанием выполняемых операций, применяемого оборудования и затраченного времени, что позволяет не только обосновать стоимость работ, но и показать заказчику результаты, которые будут достигнуты по итогам ремонта под водой или в переменном уровне. Системный подход к ценообразованию использует компания «УралСГТ», специализирующаяся на технологии ремонта с созданием сухой зоны: детализировав этапы работ, необходимое для ремонта оборудование и учитывая все исходные данные, специалисты за несколько минут могут определить стоимость квадратного метра ремонтируемой площади любых объектов, эксплуатирующихся в различных условиях. ФГУП «Росморпорт», руководствуясь в расчетах общими нормативами, имеет дополнительно внутренние стандарты организации, которые позволяют сделать адекватные расчеты стоимости работ с учетом специфики технологии. Так, к примеру, предприятие провело большую работу по формированию цен на дноуглубительные работы, этими расчетами сегодня пользуются многие проектные организации.
Имеющийся опыт показывает, что если заказчик заинтересован в снижении затрат на содержание ГТС, то и на своем уровне он может решить эту задачу через разработку внутренних регулирующих документов. Они же могут стать средством борьбы с демпингом, когда стандартом организации определяется предельный процент отступления от нормативной стоимости. Неадекватное занижение цены — ответственность не только демпингующей компании, но и заказчика, который покупает услуги по заниженной цене, несмотря на рекомендуемые 10% в снижении нормативной стоимости. Необходима на государственном уровне система ответственности как за демпинг, так и за нанесенный от него ущерб: срыв сроков ремонта, несоблюдение гарантий качества, невыполнение или частичное выполнение работ, простой оборудования и пр.
Также важно отслеживать новые технологии, материалы, оборудование и регулярно обновлять информацию на государственных ресурсах.
При реализации обозначенных предложений не останется возможности для демпинга или, наоборот, осознанного завышения стоимости. Заказчик, подрядчик, поставщик будут по одинаковым параметрам выбирать оптимальное для конкретного объекта техническое решение и по одинаковым критериям рассчитывать его стоимость.
Предлагаемые последействия
Информация о переходе на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства на сайтах Минстроя РФ и ФАУ «Главгосэкспертиза» была опубликована уже после завершения конгресса. Предложения по итогам дискуссии полностью совпадают с уже состоявшимися и планируемыми решениями государственного уровня.
Переход субъектов осуществляется поэтапно с I по III квартал 2023 г., по мере готовности, но для семи субъектов ресурсно-индексный метод действует уже с I квартала для новых объектов капитального строительства. Начиная с IV квартала 2023 г. необходимо применять его в рамках реализации всех новых проектов строительства, реконструкции и капремонта объектов на всей территории РФ. Для этого органы исполнительной власти субъектов направляют в Главгосэкспертизу обращения с предложением о расчете Индексов по группам однородных ресурсов на очередной квартал с приложением отчетных данных о текущей стоимости строительных ресурсов с обосновывающими документами, в соответствии с требованиями пункта 26.1 Правил мониторинга цен строительных ресурсов (постановление правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов»).
С 25 февраля 2023 г.? в соответствии с приказом Минстроя России № 1133/пр от 27 декабря 2022 г.? вступила в действие Федеральная сметно‑нормативная база в уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г. (ФСНБ-2022). На момент вступления в силу база включает более 53 000 сметных норм и порядка 42 000 строительных ресурсов, из них более 600 сметных норм разработаны Главгосэкспертизой. Также актуализирован Классификатор строительных ресурсов (далее — КСР) в части учета в кодах КСР девяти знаков в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2); актуализированы и синхронизированы сборники сметных цен строительных ресурсов ФСНБ-2022 (ФССЦ, ФСЭМ) и КСР в части номенклатуры и стоимостных показателей строительных ресурсов (в уровне цен на 01.01.2022); обеспечено создание и функционирование механизма расчета и установления нормируемой заработной платы рабочих-строителей с непосредственным участием субъектов РФ.
Начиная с I квартала 2023 г., но не позднее III квартала 2023 г. в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС) должны быть размещены сметные цены строительных ресурсов и информация об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов (далее — Индексы по группам однородных строительных ресурсов) для всех субъектов РФ, что будет являться фактом их перехода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства.
Переход к определению сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом пока не распространяется на объекты капитального строительства, имеющие отраслевую специфику (автомобильные дороги, за исключением дорог с грунтовым покрытием, искусственные дорожные сооружения, объекты железнодорожной инфраструктуры, объекты магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, объекты использования атомной энергии, линейные объекты капитального строительства — воздушные линии электропередачи, объекты строительства алмазодобывающей промышленности, объекты космической отрасли), для которых Минстроем России публикуются индексы изменения сметной стоимости, учитывающие указанную отраслевую специфику таких объектов.
Важно отметить, что предложения по включению в указанные документы технологий ремонта в переменном уровне воды были подготовлены и направлены в государственные ведомства членами промышленного кластера Свердловской области по восстановлению ГТС и объектов транспортной инфраструктуры. Для дальнейшего решения проблем ценообразования в гидротехническом строительстве и продвижения эффективных технологий предлагается:
Приглашаем заинтересованных специалистов включиться в эту работу, подтвердив свое участие письмом в редакцию журнала «Гидротехника» на e-mail: info@hydroteh.ru или телефону 8-921-961-79-62.
Информация о статье
Статья поступила в редакцию 20.02.2023; принята к публикации 1.03.2023.
Article info
The article was submitted 20.02.2023; accepted for publication 1.03.2023.
Для цитирования: Ильина Т. В. Об оценке стоимости ремонта ГТС в переменном уровне и под водой // Гидротехника. 2023. № 1. С.