№4 | декабрь  2024

Новый номер

№3 | сентябрь 2024

Новый номер

№2 | июнь 2024

Новый номер

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

6 июля 2023  13:16

Лента новостей

Вышневолоцкой водной системе - 320 лет

ФГБУ «Канал имени Москвы» отмечает 320-летие с начала строительства Вышневолоцкой водной системы. Построенные больше чем три века назад, каналы и гидротехнические сооружения сегодня входят в состав подразделений Тверского РГС- филиала Учреждения.

Своим появлением водная система обязана Великому Петру I, замыслившему водным, самым дешевым транспортным путем, соединить строящийся Петербург с внутренними районами страны для перевозки материалов, товаров и продовольствия. 12 января 1703 года Петр I издал указ о «перекопной работе» в Вышнем Волочке.

Под руководством голландских мастеров в 1708 году были построены три полушлюза на р. Цне и Тверецкий канал длиной 2,8 км с двумя полушлюзами. В 1709 году открылось судоходство по первой в России искусственной водной системе. Путь оказался мелководным, так как иностранные специалисты не смогли решить проблему питания водораздельного бьефа. Вода накапливалась медленно, на проход судов с грузами требовались иногда несколько месяцев.

Основательное улучшение системы началось с 1719 года. В доношении Петру I гидротехник-самоучка, купец Михаил Сердюков предложил увеличить количество воды за счёт реки Шлины, протекающей мимо Вышнего Волочка. Царь подписал указ об отдаче М. Сердюкову Вышневолоцкого водного пути в содержание. После постройки плотины на р. Шлине и каналов для пропуска шлинской воды в 1722 году суда стали пропускать без задержек. Благодаря этому их количество резко увеличилось. В 1741 году на р. Цне выше Тверецкого канала была построена новая плотина с тремя пролётами и напором 2 м. Эта плотина создала Заводское водохранилище, которое давало питание Вышневолоцкой системе летом. Судоходство стало возможным в течение всей навигации и без частичной разгрузки барок. Однако число попусков воды из Заводского водохранилища было строго ограничено, что не обеспечивало требуемую пропускную способность. Кроме того, суда шли только в сторону Петербурга. Там они использовались для судоходства по Неве или шли на топливо.

В 1774 году Вышневолоцкая водная система была выкуплена у семьи Сердюковых в государственную казну. В конце 17 века основное внимание уделялось увеличению питания системы водой. Летом 1785 года Екатерина II лично осмотрела Вышневолоцкий путь. В честь этого события на Старотверецкой плотине установлен обелиск с вензелем «E», который сохранился до наших дней.

В 1786-1787 годах Вышневолоцкую систему реконструировали. Деревянные сооружения заменили на гранитные, а вдоль системы устроили бечевники. Ширина судоходных отверстий на всех полушлюзах увеличилась до 10,6 м. Проведенная реконструкция системы существенно улучшила судоходные условия, в результате чего загрузка судов в весенний период стала достигать 90 т, а в меженный период – 65 т. Общий объем перевозок увеличился до 300 тыс. т., количество судов проходило за навигацию от 4,5 по 5 тыс. единиц.

В 1790 году в «Путешествии из Петербурга в Москву» Александр Радищев писал: «Никогда не проезжал сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельной, достоин памятника для дальнейшего потомства».

Постройка Мариинской и Тихвинской систем в начале 18 века не уменьшила значение Вышневолоцкого пути. Две новые системы приняли на себя избыточный грузооборот. Переломным для Вышневолоцкой системы стал 1852 год. В этом году состоялось открытие Николаевской железной дороги. Грузы с Волги стали оседать в Твери. Оттуда их отправляли в Петербург по железной дороге. В 1889 году Вышневолоцкая система как транзитный водный путь перестала существовать. На ней осталось только местное движение и сплав леса.

Во время Великой Отечественной войны Москва испытывала острую нехватку электроэнергии. Пуск дополнительной воды из Заводского водохранилища увеличил бы выработку электроэнергии Иваньковской, Угличской и Рыбинской ГЭС. В декабре 1943 года Государственный комитет обороны принял решение о переустройстве Вышневолоцкой системы. Был прорыт Новотверецкий канал с пропускной способностью 100 м3/с. Наращивались и переустраивались сооружения, подпирающие Заводское водохранилище. Были построены новые плотины на реках Цне и Таболке. Для защиты от затопления трассы Москва-Ленинград и поселка Красномайский возвели дамбы. Это позволило увеличить объём водохранилища в два раза. В 1949 году начала давать электроэнергию Новотверецкая ГЭС, построенная на новом канале.

С 1964 по 1999 годы проводились реконструкции Старотверецкой, Нижнецнинской, Шлинской и Вельевской плотин. Последние три были перестроены из гранитных и деревянных в железобетонные плотины.

В 2006 году на привокзальной площади Вышнего Волочка установили памятник, посвященный Вышневолоцкой водной системе. В его композиции Михаил Сердюков знакомит Петра I с проектом будущей реконструкции.

Основным назначением Вышневолоцкой водной системы в настоящее время стало аккумулирование и перераспределение водных ресурсов бассейна р. Мсты на Волжский и Балтийский склоны. Система обеспечивает водой Волжский склон для нужд энергетики, водного транспорта и улучшения водоснабжения Москвы. Попуски на Балтийский склон используются для промышленного и коммунального водоснабжения, рыбохозяйственных и экологических целей и для поддержания уровней на каналах водораздельного бьефа в г. Вышнем Волочке. Каналы городского бьефа общей длиной 32 км дали Вышнему Волочку огромный прирост населения и право называться «Русской Венецией».

В состав гидросооружений, образующих и поддерживающих уровень Вышневолоцкого водохранилища, входят Новотверецкая ГЭС, Новоцнинская плотина, плотина на реке Таболке, Ленинградская дамба, Красномайские дамбы №3 и №4, водосливной порог на реке Садве. В административном отношении сооружения расположены в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области. Общая протяженность напорного фронта Вышневолоцкого водохранилища составляет 11,5 км.

 

Фото и по материалам с сайта ФГБУ «Канал имени Москвы»