• Главная
  • Лента новостей
  • Ученый разъяснил безальтернативность проекта Нижегородского низконапорного гидроузла

№3 | сентябрь 2024

Новый номер

№2 | июнь 2024

Новый номер

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

25 марта 2020  13:25

Лента новостей

Ученый разъяснил безальтернативность проекта Нижегородского низконапорного гидроузла

Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла является единственным способом решения проблемы маловодности на данном участке сообщил в ходе Третьего Конгресса "Гидротехнические сооружения и дноуглубление" д.т.н., заведующий лабораторией Института водных проблем РАН Виталий  Беликов корреспонденту портала "Гидротехника". По его словам, предлагаемые альтернативные варианты, такие как дноуглубление русла и строительство третьей нитки Городецкого шлюза не обеспечат судоходных глубин и не решат проблемы подтопления Балахны.

Суть проблемы заключается в том, что после строительства Нижегородского гидроузла на Волге стала происходить посадка уровней воды и размыв дна реки.

Проблемы  понижения уровня воды действительно существует. Одна из них – это устойчивость плотины Нижегородской ГЭС, а вторая – это проблема с судоходством. Причиной тому является то, что Городецким шлюзом разрезана глубоководная система европейской части на две половины, и большегрузные суда перестали ходить через него, изменилась логистика, и так далее.

«Этими проблемами начали заниматься еще с начала 70-х годов. Причины посадки: ниже каждой плотины с водохранилищем в верхнем бьефе поступает осветленный поток. То есть наносы, которые идут по реке выше, откладываются в водохранилище. Снизу идет осветленный поток в нижний бьеф и размывает дно. Это принципиальный вопрос, и единственное решение мировой гидротехники – это обеспечение подпора со стороны нижнего бьефа – то есть нужно строить каскады гидроузлов с подпором, как и был спроектирован Волжско-Камский каскад. Эта сложность возникла, поскольку на Чебоксарском водохранилище не подняли уровень до проектной отметки», - сказал Виталий  Беликов.

Второй причиной, по его словам,  явилась добыча строительных материалов из русла реки. Особенно во 60-70-е годы безвозвратно добывалось до 9 млн куб.м в год.  В том числе, последние годы являются маловодными.
На данный момент, для проводки судов периодически приходится давать холостые сбросы воды из водохранилища, хотя гидроэнергия в этот период не требуется.

На наш взгляд, альтернативными проектами можно назвать те, которые обеспечивают свою основную функцию и удовлетворяют ограничениям, которые накладываются или могут появиться в будущем. Основное ограничение – это обеспечение устойчивости.