10 февраля 2023 11:54
Водопонижение котлована под водосбросную плотину выполняют специалисты группы «Стройтрансгаз» при строительстве Багаевского гидроузла (БГУ, Ростовская область). Снижение уровня подземных вод при строительстве гидротехнических сооружений — одна из первостепенных задач при устройстве котлована, сообщает пресс-служба компании.
Искусственное понижение уровня ведется в несколько этапов. Сначала вода откачивается с поверхности водоемов, которые образовались после перекрытия правого рукава реки Дон строительными перемычками. Работы выполняются с помощью мотопомп, установленных на промежуточных бермах (горизонтальная площадка по верхнему краю котлована, защищающая котлован от обрушения). После осушения котлована начинается разработка грунта, которая производится под защитой разгрузочных скважин, размещенных внутри котлована.
После снижения уровня воды до минус 5 м придет очередь иглофильтровых установок. Проектом предусмотрено устройство 7 комплектов иглофильтровых установок ЛИУ-6БМ. Длина иглофильтров от 4 до 7 м. По мере увеличения глубины котлована иглофильтры будут переустанавливаться ярусами. То есть после снижения уровня воды на 3-4 м система перемещается на следующую глубину. Под защитой иглофильтров разработка котлована будет вестись до достижения проектной отметки равной минус 9,3 м.
Возведение Багаевского гидроузла в створе Дона на 3089 км судового хода Единой глубоководной системы (ЕГС) началось в 2018 году. Цель — повышение транспортной доступности и улучшения условий работы водохозяйственного комплекса донского региона, а также обеспечение надежности и безопасности судоходства крупнотоннажного флота на Нижнем Дону. Планируемая дата окончания строительства — четвертый квартал 2024 года. Гидроузел начнет функционировать с начала навигационного периода 2025 года.
В состав строящегося гидроузла входят: судоходный шлюз с центральным пунктом управления, верхним и нижним подходными каналами с причально-направляющими сооружениями, водосбросная и земляная плотины, рыбоходно-нерестовый канал меандрирующей формы и рыбопропускной шлюз, объекты производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения, поселок для эксплуатирующего персонала. Для обеспечения безопасности судоходства устраиваются руслорегулирующие дамбы, для предотвращения развития эрозионных процессов (размыв и обрушение) берегов, от воздействия судовой волны и снижению негативного воздействия вод на население, проживающее в данных районах — дамбы берегоукрепления. В целях обеспечения гарантированных габаритов пути (глубина 4 м, ширина 80 м, радиус закругления 500 м) на участке от створа Кочетовского гидроузла на 3004,5 км судового хода ЕГС до створа Багаевского гидроузла на 3089 км предусмотрены дноуглубительные работы и спрямление русла реки.
Заказчиком работ по строительству второго (основного) этапа Багаевского гидроузла выступает ФКУ «Ространсмодернизация».
Фото с сайта АО «Стройтрансгаз»