29 апреля 2019 12:54
Состоялась церемония закладки Жатайской судоверфи в Якутии. Как указано в сообщении Росморречфлота, первый в постсоветскую эпоху в Сибири крупный судостроительный проект, рассчитанный на 2019-2021 годы, позволит обновить устаревший флот Ленского объединенного речного пароходства, обеспечивающий завоз грузов в арктические районы Якутии. В настоящий момент, по данным компании, средний возраст судов составляет более 35 лет.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров рассчитывает на качественные современные туристические суда для того, чтобы в Ленском бассейне был обеспечен полный комплекс услуг водного транспорта, практически монопольно выполняющего функции транспортной системы в огромном регионе. «В 2021 году мы планируем закончить стройку и получить самую современную судоверфь, которая будет работать в кооперации с другими судостроительными предприятиями из России для производства широкой номенклатуры судов: и для перевозки грузов, в том числе, углеводородов», — сказал министр промышленности и торговли РФ.
В свою очередь, глава региона Айсен Николаев выразил уверенность в том, что создание судоверфи является спасением для судоходства республики. «Я уверен, что с поставленными задачами справимся, – заявил глава Якутии. - В 2022 году первое судно, построенное на судоверфи, должно быть спущено на воду».
Ранее сообщалось, что реализация проекта позволит строить порядка десяти речных судов, модернизировать еще шесть судов, а также утилизировать не мене двух судов в год. Ввод объекта в эксплуатацию планируется в конце 2021 года. Ожидается, что Якутия получит на строительство судоверфи около 4,2 млрд руб. из федерального бюджета. Кроме этого, власти региона планируют расширить границы территории опережающего развития «Индустриальный парк „Кангалассы“» на акционерное общество «Жатайская судоверфь».
Участвовавший в церемонии директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Борис Кабаков, на своей страничке в соцсетях отметил, что «для Якутии, для всего Ленского бассейна, это большой праздник. В большинстве своем своем Ленский флот был построен в верховьях Лены, но судостроение, за исключением Жигалово, там теперь почти не осуществляется. Прекратили свое существование Качугская и Осетровская верфи, Киренская РЭБ (бывший Красноармейский судоремонтный завод) суда уже не строит». По мнению Б.Кабакова, начинавшего свою трудовую карьеру на Жатайской ремонтно-эксплуатационной базе Ленского пароходства, «проблему обновления флота после запуска верфи можно будет снять».
В свою очередь, руководитель ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» Павел Снытко напомнил, что «огромная территория и отсутствие круглогодичной дорожной сети делают внутренние водные пути Ленского бассейна безальтернативными транспортными артериями, выполняющими функции жизнеобеспечения всего Северо-Восточного региона России». Именно поэтому, подчеркнул он, проблема обновления флота и возрождения собственной базы для его строительства важнейшее событие для Якутии и соседних регионов нашей страны, объединенных водными транспортными путями Ленского бассейна.
В настоящее время, для доставки грузов северного завоза ФБУ «Администрация Ленского бассейна» обеспечивает содержание водных магистралей в короткий период арктического лета на территории семи самостоятельных бассейнов рек– Лены, Колымы, Индигирки, Яны, Нижней Тунгуски, Оленька и Анабара.
Ленское объединенное речное пароходство (в собственности правительства Якутии) выполняет пассажирские и грузовые перевозки на внутренних речных и морских путях. На балансе пароходства более 350 грузовых, буксирных, пассажирских и вспомогательных судов общей грузоподъемностью 450 тыс. тонн.
Жатайский судоремонтно-судостроительный завод был построен в 1943 году.