30 августа 2019 08:30
Финляндия на встрече уполномоченных Российской Федерации и Финляндской Республики по Сайменскому каналу и сопредседателей Рабочей группы по транспорту Межправительственной российско-финляндской комиссии по экономическому сотрудничеству, которая состоялась 28 августа 2019 года, представила проект развития Сайменского канала. Об этом сообщает пресс-служба Росморречфлота.
Проект предполагает увеличение длины шлюзовых камер канала и повышение уровня воды в канале на 0,1 м, в связи с предполагаемым увеличением габаритов судов.
Ожидается, что при реализации данного проекта улучшится экономическая эффективность перевозок вследствие увеличения грузоподъемности судов.
Российская сторона проинформировала о результатах исследовательской работы по навигационному моделированию судоходных процессов для определения условий безопасного плавания судов с увеличенными габаритами по Сайменскому фарватеру.
Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк и директор департамента Агентства транспорта Финляндии Раймо Тапио подписали протокол встречи представителей Росморречфлота и Агентства транспортной инфраструктуры Финляндии по вопросам моделирования подходного фарватера, которая состоялась на Сайменском канале 28 мая 2019 года.
На встрече уполномоченных по Сайменскому каналу обсуждались вопросы, связанные с реализацией договора аренды Сайменского канала, в том числе по строительству нового морского пункта пропуска Брусничное, по вопросам реконструкции ЛЭП на арендуемой территории Сайменского канала и расчистки обочин технологической дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Сопредседатели Рабочей группы по транспорту обменялись информацией по актуальным темам двустороннего сотрудничества и определили основные вопросы для обсуждения на предстоящем в конце ноября – начале декабря 2019 года заседании Рабочей группы по транспорту, которое по приглашению г-на Пурсиайнена состоится в г.Хельсинки (Финляндия).
На встрече уполномоченных также была рассмотрена эффективность действия положений Договора аренды, и подтверждено, что основания для внесения каких-либо изменений в указанный Договор отсутствуют, о чем был подписан соответствующий протокол.
По итогам встречи принято решения создать совместную российско-финляндскую комиссию для рассмотрения существующего протокола описания зданий и сооружений, находящихся на арендуемой территории Сайменского канала, оценки его актуальности и внесения соответствующих изменений.
Кроме того, стороны договорились провести на базе ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» совместные с финляндскими специалистами тренажерные испытания для получения заключения о возможности осуществления плавания по Сайменскому фарватеру судами более крупного размера, а также о рисках, связанных с осуществлением перевозок.
Судоходный канал, соединяющий озеро Сайма в юго-восточной части Финляндии и Выборгский залив в России, был построен в период пребывания Финляндии в составе Российской Империи и открыт в 1856 году. Канал, реконструированный в 1963-1968 годах, имеет общую протяжённость с морским фарватером - 57,3 км, из которых Финляндии принадлежат 23,3 км, России - 34 км.
Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются финляндской стороной, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера — российской. Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в оба направления, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн тонн. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по согласованию сторон в зависимости от ледовых условий. Движение осуществляется круглосуточно.
Финляндия арендует 19,6 км российской части канала и прилегающую территорию. Первый договор аренды сроком на 50 лет был заключен 27 сентября 1962 года в Москве. По договору Финляндия приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз — построить на канале мосты и некоторые другие сооружения. Реконструкция началась в 1963 году. 5 августа 1968 года реконструированный канал был открыт президентом Финляндии Урхо Кекконеном со словами о дружбе между двумя соседними народами, которая «здесь, на Сайменском канале, отлита в бетоне и высечена в скалах».
В 2010 году подписан новый договор аренды российской части Сайменского канала, который вступил в силу 17 февраля 2012 года. Срок аренды - до 2063 года.