![](/upload/b/banner_hydro2023_file_159_1585.jpg)
30 сентября 2020 12:55
На минувшей неделе на региональной инновационной площадке Куйбышевской дороги подвели итоги тестовых испытаний многофункционального надводно-подводного робота «Глайдерон», предназначенного для диагностики состояния опор железнодорожных мостов и мониторинга рельефа дна. Об этом сообщает ИД Gudok.ru.
Испытания проводились учёными Самарского государственного технического университета, которые совместно с конструкторским бюро «Талисман» и научно-производственной компанией «Сетецентрические платформы» разработали этот автономный аппарат, оснащённый акустическим оборудованием, позволяющим «видеть» объект прямо и сбоку. Аппарат выдаёт только акустическое изображение, видеоизображение он не передаёт. Разработчиком уникального гидроакустического оборудования стало ООО «Экран» (Жуковский).
Впервые «Глайдерон» был представлен на международном военно-техническом форуме «Армия-2018». Первые испытания инновационного оборудования проводились в августе в Самарской области на реке Сок, над которой проходит железнодорожный мост. Три дня специалисты СамГТУ, ЭКРАНа и Сетецентрических платформ совместно с сотрудниками Самарского центра диагностики и мониторинга инфраструктуры обследовали состояние опор железнодорожного моста, нижние части подводных конструкций, а также изучили степень заиленности дна в районе опор.
Как рассказал «Гудку» главный инженер Самарского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Дирекции диагностики и мониторинга ОАО «РЖД» Сергей Хмелёв, пробные испытания проводились с целью изучить тактико-технические характеристики аппарата.
Испытания показали, что «Глайдерон» хорошо держится в надводном положении, может маневрировать, погружаться и передавать данные на компьютер оператора. Один день ушёл на подготовку оборудования и получение данных о территории исследования. Два следующих дня «Глайдерон» изучал подводную часть железнодорожного моста. По полученным им данным специалистам удалось составить карту глубин в районе опор железнодорожного моста. Кроме того, было получено акустическое изображение железобетонных опор. Дефектов, представляющих опасность для дальнейшей эксплуатации моста, робот не обнаружил.
По словам одного из разработчиков, инженера-программиста регионального учебно-научного центра по проблемам защиты информации региона Среднего Поволжья РУНЦ «Информационная безопасность» Екатерины Пантелей, под водой обычные камеры не эффективны, так как чаще всего диапазон видимости в реках России составляет от 20 см до 2–3 м. «Акустическая нагрузка «Глайдерона» позволяет видеть на глубинах до 60 м, то есть с запасом», – отметила специалист.
По итогам испытаний планируется модифицировать управление аппаратом и улучшить систему связи.
По слова Сергея Хмелёва, после модернизации тестовые испытания будут продолжены уже на крупном инфраструктурном объекте – в районе Александровского (Сызранского) моста через Волгу. Их планируется провести до конца года.
Диагностические исследования опор железнодорожных мостов проводятся один раз в 10 лет специалистами сетевой водолазной обследовательской станции Московского регионального центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры. В этом году пришло время контрольного осмотра опор Александровского моста, и применение инновационной техники ускорит процесс.
По мнению Сергея Хмелёва, применение роботизированных беспилотников не исключает традиционных водолазных обследований мостов.
«Информация с подводных аппаратов, в том числе визуальная, поможет водолазам адресно исследовать участки опор, а в перспективе – проводить диагностику без участия человека», – сказал Сергей Хмелёв.
Дмитрий Попов, Самара
фото: Евгений Нектаркин