№4 | декабрь  2024

Новый номер

№3 | сентябрь 2024

Новый номер

№2 | июнь 2024

Новый номер

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

17 июля 2023  12:16

Лента новостей

Каналу имени Москвы – 86 лет

ФГБУ «Канал имени Москвы» празднует свой 86-й день рождения. На протяжении долгих лет канал снабжает Москву водой, делает Москва-реку неизменно полноводной, обеспечивает электроэнергией часть предприятий столичной агломерации, создаёт кратчайшую воднотранспортную связь Москвы с Единой глубоководной системой России и всеми морскими бассейнами европейской части страны.

История строительства канала берет своё начало с июньского Пленума ЦК ВКП (б) 1931 г., принявшего исторические решения о начале строительства  метрополитена и соединении Москва-реки и с верховьями Волги. Причиной рождения проекта стала острая нехватка воды в столице, вызванная быстрым приростом населения и развитием промышленности. В конце 20-х годов воды в реке около Кремля было так мало, что ее можно было переходить вброд.

Строительство канала Москва-Волга длилось 4 года и 8 месяцев. За рекордно быстрые сроки силами заключенных Дмитлага и тысяч вольнонаемных работников было построено более 200 гидротехнических сооружений, в том числе 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций и восемь гидроэлектростанций. Для реализации проекта потребовалось удалить более 150 млн. кубометров земляного грунта на расстоянии почти 130 км.

Появление на тот момент крупнейшей в мире магистрали для транспортировки пресной воды, обеспечения судоходства и промышленного развития столицы позволило преодолеть главную преграду на пути развития Москвы и сделать ее портом пяти морей.

Постановлением НКВД СССР от 9 апреля 1937 года создано Управление эксплуатации канала, а в постоянную эксплуатацию канал Москва-Волга был принят 15 июля 1937 года.

Одновременно с каналом его строители возвели два закрытых аэродрома под Подольском, а в самой Москве – спортивный комплекс «Динамо», Северный и Южный речные порты.

В годы Великой Отечественной войны канал внес достойный вклад в защиту столицы, став мощным оборонительным рубежом, сыграв немалую роль в обеспечении победы советского народа под Москвой.

Канал ни на один день не прекращал своей деятельности. Москва бесперебойно получала военные грузы, воду и электроэнергию. Ремонт механизмов повреждённых шлюзов начался сразу после отступления немцев. Сквозное движение по каналу открылось вовремя - 19 мая 1942 года.

В 1945 году в состав предприятия вошёл Вышневолоцкий технический участок, празднующий в этом году 320-летие со дня начала своего строительства.

В честь 800-летия столицы, которое отмечалось 7 сентября 1947 года, канал Москва-Волга был переименован в канал имени Москвы.

Водные пути Угличского и Рыбинского водохранилищ с Угличским и Рыбинским шлюзами переданы в ведение предприятия в 1950 году.

3 октября 1977 года Президиумом Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов и в связи со 100-летием со дня ввода в эксплуатацию искусственных водных путей на реке Москве, Управление канала имени Москвы награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Сегодня учреждение выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях 13 субъектов РФ, включая Москву, Московскую, Тульскую, Тверскую, Вологодскую, Ярославскую, Новгородскую, Рязанскую, Владимирскую, Калужскую, Нижегородскую, Ивановскую области и республику Мордовия.

На канале нахолятся в эксплуатации 234 гидротехнических сооружения, в том числе, 20 судоходных шлюзов, 29 плотин, 12 дамб, 61 канал, 7 ГЭС, 5 насосных станций и 100 прочих гидротехнических сооружений.

В общей сложности учреждение эксплуатирует 3840 км водных путей, образующих Московский бассейн внутренних водных путей. Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, р. Волге от Твери до н.п. Хопылево, каналу имени Москвы, Москве-реке и р.Оке от Калуги до входа в канал Сейма.

С начала навигации 2023 года по системе гидротехнических сооружений бассейна прошли порядка 26,6 тыс. судов различного назначения, из них 14,2 тыс. грузовых, 7,1 тыс. пассажирских и 5,3 тыс. судов технического, вспомогательного флота и маломерных судов.

На дату праздничной годовщины по водным путям бассейна перевезено более 740 тыс. пассажиров. Общий пассажиропоток по отношению к аналогичному периоду прошлогодней навигации увеличился на 10%. Объем грузоперевозок в 2023 году превышает 7 480 тыс. тонн, что соответствует показателям 2022 года.

На обслуживании водных путей задействовано 28 обстановочных бригад. Для обеспечения безопасности судоходства и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов выполнены путевые работы по дноуглублению на транзите на 1061,8 тыс. м3,  дноочищению на 840 тонн, тралению на 167,6 км2 и русловым изысканиям, в количестве 160 съемок.

Проведено 6 регулярных обследований сооружений, входящих в судоходные ГТС, подлежащие декларированию. Утверждены 6 деклараций безопасности.

Большое внимание учреждение уделяет внутренней культуре жизни своих работников. Второй год подряд проводятся Спартакиады, способствующие пропаганде здорового образа жизни и привлечения к работников и членов их семей к регулярным занятиям физкультурой и спортом. В этом году показателем символом эффективности таких мероприятий стала победа команды ФГБУ «Канал имени Москвы» в Общероссийской Спартакиаде Профсоюза Работников водного транспорта РФ.

Впереди у коллектива Канала имени Москвы новые масштабные задачи. Ключевая из них - подготовка и осуществление комплексной реконструкции, поставленная по итогам  совещания по развитию речного судоходства, прошедшего в июне на Северном речном вокзале под руководством президента России. 

 

По материалам и фото с сайта Росморречфлота