• Главная
  • Лента новостей
  • Ассоциация «Гидроэнергетика Россия» подтверждает необходимость выработки мер поддержки...

№1 | март 2025

Новый номер

№4 | декабрь  2024

Новый номер

№3 | сентябрь 2024

Новый номер

№2 | июнь 2024

Новый номер

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

16 апреля 2025  13:04

Лента новостей

Ассоциация «Гидроэнергетика Россия» подтверждает необходимость выработки мер поддержки развития гидроэнергетики, обозначенных в Энергостратегии до 2050 года

12 апреля 2025 года Правительство России утвердило Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2050 года. В документе справедливо в качестве главной задачи в области гидроэнергетики определено повышение эффективности освоения и использования гидропотенциала Российской Федерации. 
На территории Российской Федерации сосредоточено около 9% мировых запасов гидроэнергии. По обеспеченности гидроэнергетическими ресурсами Россия занимает второе, после КНР, место в мире. Гидроэнергетический потенциал нашей страны, использование которого экономически целесообразно в настоящее время, составляет примерно 850 ТВт•ч. При этом степень его освоения невысока – немногим более 20%. Это один из самых низких уровней использования гидроэнергетических ресурсов среди развитых и развивающихся стран. 
Развитие гидроэнергетики в условиях растущего спроса на электроэнергию является правильным и актуальным стратегическим решением государства. 
Одной из первоочередных мер по решению указанной задачи Энергостратегия 2050 предусматривает создание условий инвестиционной привлекательности гидроэнергетики, обеспечивающей комплексный мультипликативный эффект для экономики Российской Федерации. 
Возведение 7 новых ГЭС и 5 ГАЭС общей мощностью на 7,5 ГВт уже включено в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, утвержденную Правительством России 30 декабря 2024 года.
Однако на сегодняшний день в России после достройки компанией РусГидро Усть-Среднеканской ГЭС не ведется строительство ни одной крупной гидроэлектростанции.
Сегодня в России в гидроэнергетике на всех стадиях жизненного цикла существует полный технологический суверенитет. Быстрое начало реализации проектов возведения новых ГЭС и ГАЭС позволит сохранить отраслевые суверенные технологии.
Главной причиной прекращения строительства ГЭС и ГАЭС является отсутствие каких-либо механизмов возврата инвестиций и государственной поддержки. 
В соответствии с позицией Ассоциации «Гидроэнергетика России», направленной по запросу в федеральные органы власти, одной из ключевых мер поддержки проектов строительства новых гидроэлектростанций должно стать возобновление использования механизма заключения договоров о предоставлении мощности, обеспечивающих возврат инвестиций в строительство новых ГЭС и ГАЭС (ДПМ ГЭС/ГАЭС). Этот механизм возврата инвестиций в гидроэнергетике действовал в период 2010-2019 гг., что позволило ввести в эксплуатацию ряд больших гидроэлектростанций – советских долгостроев. 
Еще одной из значимых мер, необходимых для строительства ГЭС, включенных в Энергостратегию 2050, является совершенствование законодательства Российской Федерации в части определения правого создания, эксплуатации и статуса водохранилищ гидроэлектростанций. Неопределенность правового статуса водохранилища до его наполнения водой является базовой проблемой, из-за которой возникают сложности при проектировании, проведении экспертизы, принятии решений о строительстве, назначении заказчиков, организации строительства и приемке в эксплуатацию водохранилищ. Отсутствие процедур инициирования создания водохранилища, принятия решения о его создании также является существенным пробелом, не позволяющим обеспечить строительство водохранилищ. 
Водохранилище является объектом федеральной собственности комплексного назначения. Создание водохранилища приносит социально-экономические эффекты для развития территорий и отраслей экономики: снижает негативное воздействие паводков, обеспечивает стратегический запас пресной воды, покрывает потребности водопользователей промышленного, коммунального и сельскохозяйственного комплексов, способствует развитию судоходства, туризма, рыбного хозяйства. Для реализации проектов строительства ГЭС и ГАЭС, включенных в Генеральную схему, необходимо осуществить внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской, обеспечивающие системную регламентацию вопросов создания водохранилищ.
Строительство и эксплуатация ГЭС всегда дает стране комплексный социально-экономический эффект. По данным проведенных гидроэнергетическими компаниями совместно с ЦСР и НИУ ВШЭ исследований оценки эффектов по 7 ГЭС, включенных в Генеральную схему 2042, за период строительства и 30-ти лет эксплуатации составляют: суммарная величина дополнительного валового регионального продукта – примерно 3 трлн руб., налоговые поступления – около 1,4 трлн руб., суммарный противопаводковый эффект в четырех регионах, для которых актуальна данная проблема – 131 млрд руб., сокращение выбросов парниковых газов за счет поглощающей способности водохранилищ – 9,4 млн т СО2 эквивалента. Суммарные социально-экономические эффекты для государства кратно превышают объемы средств, направленных на строительство гидроэнергетических объектов: усредненный бюджетный эффект на 1 рубль инвестиций в гидроэнергетические проекты, включенные в Генсхему 2042, составляет от 2,5 до 4,0 руб.
Ассоциация гидроэнергетики России принимала участие в формировании как Энергетической стратегии до 2050 года, так и Генеральной схемы размещения энергообъектов до 2042 года, и с удовлетворением отмечает единство целей и подходов государства и экспертного отраслевого сообщества к стратегии развития гидроэнергетической отрасли страны.

12 апреля 2025 года Правительство России утвердило Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2050 года. В документе справедливо в качестве главной задачи в области гидроэнергетики определено повышение эффективности освоения и использования гидропотенциала Российской Федерации. 

На территории Российской Федерации сосредоточено около 9% мировых запасов гидроэнергии. По обеспеченности гидроэнергетическими ресурсами Россия занимает второе, после КНР, место в мире. Гидроэнергетический потенциал нашей страны, использование которого экономически целесообразно в настоящее время, составляет примерно 850 ТВт•ч. При этом степень его освоения невысока – немногим более 20%. Это один из самых низких уровней использования гидроэнергетических ресурсов среди развитых и развивающихся стран. 

Развитие гидроэнергетики в условиях растущего спроса на электроэнергию является правильным и актуальным стратегическим решением государства. 

Одной из первоочередных мер по решению указанной задачи Энергостратегия 2050 предусматривает создание условий инвестиционной привлекательности гидроэнергетики, обеспечивающей комплексный мультипликативный эффект для экономики Российской Федерации. 

Возведение 7 новых ГЭС и 5 ГАЭС общей мощностью на 7,5 ГВт уже включено в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, утвержденную Правительством России 30 декабря 2024 года.

Однако на сегодняшний день в России после достройки компанией РусГидро Усть-Среднеканской ГЭС не ведется строительство ни одной крупной гидроэлектростанции.

Сегодня в России в гидроэнергетике на всех стадиях жизненного цикла существует полный технологический суверенитет. Быстрое начало реализации проектов возведения новых ГЭС и ГАЭС позволит сохранить отраслевые суверенные технологии.

Главной причиной прекращения строительства ГЭС и ГАЭС является отсутствие каких-либо механизмов возврата инвестиций и государственной поддержки. 

В соответствии с позицией Ассоциации «Гидроэнергетика России», направленной по запросу в федеральные органы власти, одной из ключевых мер поддержки проектов строительства новых гидроэлектростанций должно стать возобновление использования механизма заключения договоров о предоставлении мощности, обеспечивающих возврат инвестиций в строительство новых ГЭС и ГАЭС (ДПМ ГЭС/ГАЭС). Этот механизм возврата инвестиций в гидроэнергетике действовал в период 2010-2019 гг., что позволило ввести в эксплуатацию ряд больших гидроэлектростанций – советских долгостроев. 

Еще одной из значимых мер, необходимых для строительства ГЭС, включенных в Энергостратегию 2050, является совершенствование законодательства Российской Федерации в части определения правого создания, эксплуатации и статуса водохранилищ гидроэлектростанций. Неопределенность правового статуса водохранилища до его наполнения водой является базовой проблемой, из-за которой возникают сложности при проектировании, проведении экспертизы, принятии решений о строительстве, назначении заказчиков, организации строительства и приемке в эксплуатацию водохранилищ. Отсутствие процедур инициирования создания водохранилища, принятия решения о его создании также является существенным пробелом, не позволяющим обеспечить строительство водохранилищ. 

Водохранилище является объектом федеральной собственности комплексного назначения. Создание водохранилища приносит социально-экономические эффекты для развития территорий и отраслей экономики: снижает негативное воздействие паводков, обеспечивает стратегический запас пресной воды, покрывает потребности водопользователей промышленного, коммунального и сельскохозяйственного комплексов, способствует развитию судоходства, туризма, рыбного хозяйства. Для реализации проектов строительства ГЭС и ГАЭС, включенных в Генеральную схему, необходимо осуществить внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской, обеспечивающие системную регламентацию вопросов создания водохранилищ.

Строительство и эксплуатация ГЭС всегда дает стране комплексный социально-экономический эффект. По данным проведенных гидроэнергетическими компаниями совместно с ЦСР и НИУ ВШЭ исследований оценки эффектов по 7 ГЭС, включенных в Генеральную схему 2042, за период строительства и 30-ти лет эксплуатации составляют: суммарная величина дополнительного валового регионального продукта – примерно 3 трлн руб., налоговые поступления – около 1,4 трлн руб., суммарный противопаводковый эффект в четырех регионах, для которых актуальна данная проблема – 131 млрд руб., сокращение выбросов парниковых газов за счет поглощающей способности водохранилищ – 9,4 млн т СО2 эквивалента. Суммарные социально-экономические эффекты для государства кратно превышают объемы средств, направленных на строительство гидроэнергетических объектов: усредненный бюджетный эффект на 1 рубль инвестиций в гидроэнергетические проекты, включенные в Генсхему 2042, составляет от 2,5 до 4,0 руб.

Ассоциация гидроэнергетики России принимала участие в формировании как Энергетической стратегии до 2050 года, так и Генеральной схемы размещения энергообъектов до 2042 года, и с удовлетворением отмечает единство целей и подходов государства и экспертного отраслевого сообщества к стратегии развития гидроэнергетической отрасли страны.