12 марта 2020 09:30
За последние десять лет произошло существенное повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений на внутренних водных путях России, сообщил в ходе Третьего Конгресса "Гидротехнические сооружения и дноуглубление" Александр Пошивай корреспонденту портала "Гидротехника". При этом из-за многолетнего недофинансирования содержания внутренних водных путей накопились проблемы, требующие повышенного внимания.
Крупнейшими проектами на внутренних водных путях являются строительство Багаевского и Нижегородского гидроузлов.
Если говорить о Багаевском гидроузле, то, как рассказал в ходе Конгресса Александр Пошивай, по проекту получено положительное заключение Главгосэкспертизы, в марте планируется объявить конкурс на выполнение строительных работ. «Проект будет выполнен, в этом сомнений нет», - сказал глава Росморречфлота.
Ситуация с проектом Нижегородского низконапорного узла сложнее. По словам Александра Пошивая, реализация проекта затормозилась из-за позиции местных властей.
«Если в случае с Багаевским гидроузлом было полное понимание и поддержка со стороны руководства региона, то в Нижегородской области, после ухода предыдущего губернатора, она кардинально поменялась и поддержку области мы потеряли. И сейчас есть ряд проблем, которые не позволяют получить положительное заключение Главгосэкспертизы. Связано это с требованиями Нижегородской области по ликвидации накопленного экологического ущерба», - сказал Александр Пошивай.
Он отметил, что новый состав правительства России уже поставлен в известность об этой проблеме.
Александр Пошивай также отметил, что в настоящее время ведется работа с местным населением по разъяснению предлагаемого проекта. «Разъяснительная работа, которую мы проводим в Балахне, Дзержинске, Заволжске, дает свои позитивные результаты», - сказал представитель Росморречфлота.
Д.т.н., главный научный сотрудник, заведующий лабораторией Института водных проблем РАН Виталий Беликов, со своей стороны заявил, что строительство Нижегородского низконапорного гидроузла является единственным способом решения проблемы маловодности на данном участке. По его словам, предлагаемые альтернативные варианты, такие как дноуглубление русла и строительство третьей нитки Городецкого шлюза не обеспечат судоходных глубин и не решат проблемы подтопления Балахны.
«Если мы живем по принципу «после нас хоть потоп», тогда вместо создания подпора в нижнем бьефе Нижегородского гидроузла (что является азбучной истиной гидротехнического строительства) можно углублять русло Волги и дальше, увеличивая напор на плотину Нижегородской ГЭС выше расчетного. Но это чревато непредсказуемыми последствиями», - сказал ученый.
Еще одним важным проектом на внутренних водных путях является реконструкция Волго-донского судоходного канала (ВДСК). Как рассказал в ходе Конгресса руководитель ФБУ Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей Олег Шахмарданов, в настоящее время закончена реконструкция гидроузлов №№7,8, первой очереди реконструкции гидроузлов №№2,5,11, завершаются работы насосных станций №№31,32.
«Работы эти проводились с учетом последних технических достижений, как отечественных, так и зарубежных, позволяющих обеспечить как высокую надеждность, безотказность, экологическую безопасность, так и снизить затраты на эксплуатацию и ремонт, обеспечить снижение металлоемкости, энергопотребления и создание высокоточных систем управления», - рассказал Олег Шахмарданов.
Выполнению различных гидротехнических работ в России призвана способствовать т. н. «регуляторная гильотина» и совершенствование нормативно-правовой базы в этом сегменте. Как рассказал в ходе Конгресса заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Андрей Козлов, министерством, в том числе, подготовлен проект Правил содержания судовых ходов и судоходных ГТС и ведется разработка проекта постановления правительства России о Порядке использования донного грунта, извлеченного при работах на внутренних водных путях.