4 июля 2023 12:20
О применении алюминия в судостроении и строительстве причальной инфраструктуры шла речь на круглом столе в рамках деловой программы выставки и конференции «Маломерное и малотоннажное судостроение России» (SLS Russia 2023) в Калининграде, говорится в сообщении пресс-службы Алюминиевой Ассоциации.
Организатором мероприятия на правах информационного партнера SLS Russia стала Алюминиевая Ассоциация, компании из состава которой производят и поставляют судостроителям полуфабрикаты и конечные изделия из алюминия.
Эксперты, собравшиеся на дискуссионной площадке в калининградском Музее Мирового океана, рассмотрели возможности применения отечественных инноваций на основе применения алюминиевых сплавов, в том числе и для решения задач импортозамещения в судостроении. Представители отрасли также отметили необходимость унификации требований Морского Регистра РФ и Российского классификационного общества (РКО) при вводе алюминиевых судов в эксплуатацию.
С презентациями выступили представители Алюминиевой Ассоциации, Конструкторского бюро молодежи МГТУ им. Н.Э. Баумана, Каменск-Уральского металлургического завода (КУМЗ), Чебоксарского предприятия «Сеспель», Ушаковских верфей, компаний «Авиаль» и «Алюмарина». Также в работе сессии приняли участие эксперты Центра кластерного развития и поддержки предпринимательства Калининградской области.
С новейшими разработками, предлагаемыми корабелам, участников круглого стола ознакомил руководитель направления «Судостроение» Алюминиевой Ассоциации Виктор Иваненко. Он отметил, что алюминий – один из основных материалов для маломерного и среднетоннажного судостроения в России.
«Мы стремимся к созданию судов с нужными техническими характеристиками и понятной экономической эффективностью. Суда должны потреблять меньше топлива, обладать лучшими весовыми характеристиками и быть экологичными», – подчеркнул Виктор Иваненко.
Компании и научно-производственные центры из состава Ассоциации ведут разработки новых сплавов и полуфабрикатов, создаваемых методами литья, проката и экструзии. Задача Ассоциации – обеспечить доступность этих решений в местах их потребления и создавать решения, которые были бы выгодны производителям с точки зрения стоимости постройки судов.
В соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года в различных регионах страны модернизируются и создаются туристские объекты. В том числе возводятся комплексы отелей на побережьях Балтийского, Черного, Каспийского морей, а также в акваториях внутренних водоемов. Одновременно с этим закономерно растет запрос на строительство яхтенных марин, особенно в туристских кластерах. Концепцией развития внутреннего туризма предусмотрено строительство порядка 39 марин.
Благодаря неоспоримым эстетическим свойствам, простоте монтажа, высокой мобильности и продолжительному сроку службы алюминиевые решения в причальной инфраструктуре получили большое распространение и признание на побережье Средиземного моря, Персидского залива и других регионах. В нашей стране, где эти конструкции также представлены, но имеют пока исключительно иностранное происхождение, Алюминиевая Ассоциация совместно с партнерами работает над пилотным проектом на основе отечественных решений.
В России есть все условия для успешного развития данного направления: наличествует огромный рынок, производственный потенциал и поддержка муниципалитетов, заинтересованных в том, чтобы сделать прибрежные территории более привлекательными для туристов. Среди уже реализованных проектов Виктор Иваненко назвал причальную инфраструктуру в яхтенном клубе «Хайдекруг» в поселке Взморье Калининградской области и Музее Мирового океана в самом Калининграде.
Опытом создания данной причальной инфраструктуры с использованием алюминиевых компонентов поделился гендиректор ООО «Алюмарина» Сергей Ананьин. Используя собственные многолетние наработки и зарубежный опыт, «Алюмарина» при поддержке Центра развития предпринимательства Калининградской области и Алюминиевой Ассоциации реализует пилотный проект по созданию причальной инфраструктуры из алюминиевых сплавов полностью отечественного производства – скоро должны появиться первые единицы продукции.
Среди разработок «Алюмарины» около 20 концепций проектов яхтенных портов и стоянок, включая частные. Универсальность применения (крепления) понтонов позволяет создавать плавучие рецепции, бары, бани – они легко вписываются в линейку, монтируются и эксплуатируются. Помимо якорных парковок есть проекты остановочных пунктов для общественного транспорта Калининграда, которые в перспективе можно масштабировать на другие регионы России.
Общим итогом прошедшего в рамках деловой программы SLS Russia 2023 мероприятия стало подтверждение растущего спроса среди судостроителей на материалы и инновационные российские технологии на основе алюминия, а также расширение сферы применения продукции алюминиевой отрасли за счет развития причальной инфраструктуры. Внедрение инноваций в виде новых сплавов, полуфабрикатов и технологий позволяет успешно решать задачи импортозамещения и повышения качества и конкурентоспособности в отечественном судостроении.
Судостроительная отрасль, в свою очередь, заинтересована в легких, прочных, коррозионностойких и доступных материалах, применение которых обеспечит как достижение необходимых конструкционных свойств, так и снижение затрат на закупку алюминиевых полуфабрикатов и сборку судов. Производители пассажирских, скоростных и инновационных судов, стремящиеся к улучшению весовых и экологических характеристик водного транспорта, видят значительный потенциал развития алюминиевых решений.