Номер: № 3 (2019)
— Какие задачи по совершенствованию нормативной базы в области безопасной эксплуатации ГТС стоят перед Ростехнадзором и как ведомство их решает?
В целях реализации основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2024 г., утвержденных председателем Д. А. Медведевым 29 сентября 2018 г., нами подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений»», которым предусмотрены уточнения полномочий Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности ГТС, их собственников и эксплуатирующих их организаций.
В законопроекте вводятся понятия «уровень безопасности гидротехнического сооружения», «эксперт в области безопасности гидротехнических сооружений», «авария гидротехнического сооружения», уточняется понятие «эксплуатирующая организация».
Правительство РФ наделяется полномочием определять федеральные органы исполнительной власти, утверждающие федеральные нормы и правила в области безопасности ГТС. Из обязанностей собственника ГТС и эксплуатирующей организации исключается обязанность разработки и согласования с федеральными органами государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений правил эксплуатации ГТС
— Каковы процедура и условия включения ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Редакция № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», которая вступила в силу с 3 октября 2016 г., предусматривает, что при внесении в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений о ГТС ему присваивается один из четырех классов, определяемый в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством РФ, а собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечить внесение сведений о нем в Российский регистр гидротехнических сооружений сведений.
То есть класс ГТС присваивается при внесении сооружения в Регистр на основании сведений, которые предоставлены собственником и (или) эксплуатирующей организацией при декларировании безопасности ГТС, порядок которой определен в Положении о декларировании безопасности ГТС, утвержденном постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. Согласно этому Положению, собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация, а также экспертный центр несут ответственность за полноту и достоверность представляемых для регистрации в Регистре сведений о гидротехнических сооружениях. Ответственность экспертных центров определена также в Регламенте работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), который был утвержден приказом Ростехнадзора от 7 июля 2014 г. № 298.
Отдельно следует отметить, что в соответствии с федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 был утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В этот перечень включен СП 58.13330.2012 «СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения». Согласно Своду правил класс ГТС назначается в соответствии с критериями их классификации, установленными постановлением Правительства РФ. № 986.
Таким образом, на сегодняшний день два документа, а именно Свод правил и постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений», определяют класс гидротехнического сооружения по одинаковым критериям.
Вместе с тем, отмечу, что Минстроем России до конца 2019 г. планируется внести изменения в Свод правил.
Полную версию статьи читайте в журнале "Гидротехника" № 3 (56) 2019г.