№4 | декабрь  2024

Новый номер

№3 | сентябрь 2024

Новый номер

№2 | июнь 2024

Новый номер

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

Статьи журнала

Номер: № 2 (2019)

Водолазное дело в России. От славного прошлого к строительству будущего

В современной России отсутствует единая стратегия развития водолазного дела, нет единой системы руководства водолазной отраслью. В связи с этим все, что относится к российским водолазным работам — нормативная база, научно-исследовательские организации, учебные заведения, производство спецоборудования и оснастки для выполнения водолазных работ, — все это функционирует в неполноценном или зачаточном состоянии и безнадежно отстает от запросов времени. Частные и полугосударственные предприятия с переменным успехом пытаются решить хотя бы некоторых из проблем. Однако, как правило (за очень редкими исключениями, которые все же имеют место), вся их работа сводится лишь к импорту зарубежного оборудования и технологий либо к банальному копированию иностранных образцов. В лучшем случае у наших производителей получается сборка оборудования и снаряжения из импортных комплектующих по подсмотренным образцам и схемам — ни о каких собственных разработках и ноу-хау речь не идет. Наше техническое отставание ярко показали трагедия с «Курском», авария на Саяно-Шушенской ГЭС и спасательные работы на «Булгарии». В гражданском водолазном деле уже практически не используется отечественное водолазное снаряжение, поскольку оно значительно уступает по качеству иностранному.
Некоторые попытки наведения порядка и вывода водолазной отрасли на вектор позитивного развития производились, но, к сожалению, к необходимому результату не привели. В 2006 г. при Морской коллегии при Правительстве России была создана Межведомственная комиссия по водолазному делу (МКВД), которая в 2008 г. разработала «Концепцию развития водолазного дела в Российской Федерации до 2020 года». Это был грамотный и цельный документ, в котором достаточно полно были определены почти все проблемы водолазной отрасли и возможные пути их решения. Самая главная проблема при этом была сформулирована в самом последнем пункте перечня существующих трудностей: «Отсутствие органа, осуществляющего руководство и координацию деятельности водолазных служб министерств, ведомств и коммерческих организаций». Именно отсутствие единоначалия, отсутствие руководящей силы, которая бы стала локомотивом изменений в водолазной отрасли, отсутствие реальной программы развития водолазного дела как отрасли народного хозяйства России — в этом и кроется основная причина нашего отставания от требований времени и от уровня развития зарубежных конкурентов. К большому сожалению, МКВД в силу различных обстоятельств так и не стала движущей силой развития водолазной отрасли. Но при наличии деятельного желания руководителей МКВД она способна стать вдохновителем, модератором и катализатором перемен, поскольку ее административный ресурс трудно переоценить.
Сегодня наибольшая часть компаний, занятых водолазными работами, — это малые и микро-предприятия с одной-двумя водолазными станциями в своем составе. Для очень значительной части водолазной отрасли это оптимальный уровень, в большинстве регионов компаний с бо́льшим количеством водолазного состава уже нет. При политике «дешевый заказчик — дешевый подрядчик» даже эти малые предприятия вынуждены ужиматься, т. к. попросту не выживут в конкурентной борьбе с «шабашными» фирмами. Такая ситуация крайне тревожна и неминуемо приведет к непоправимой трагедии! Ничего не предпринимать сегодня — все равно что полностью похоронить профессиональное водолазное дело.
На различных водолазных форумах были сформулированы предложения по сохранению и развитию водолазной отрасли в России:
1. Принятие «Федеральной целевой программы по развитию водолазного дела» с необходимым для ее реализации достойным финансированием.
2. Создание государственного органа, который бы каждодневно занимался реформированием водолазной отрасли и ее управлением.
3. Ведение в состав МКВД представителей производственных водолазных компаний, работающих на коммерческой основе, причем эти компании должны иметь в комиссии численное большинство.
4. Создание нового откорректированного и осовремененного документа, аналогичного ранее принятой «Концепции развития водолазного дела в Российской Федерации до 2020 года».
5. Разделение двух профессий: водолаз и спасатель-водолаз. Для этого должны быть созданы два различных профессиональных стандарта по двум смежным, но разным профессиям.
6. Создание единой информационной площадки для общения водолазов и водолазных специалистов России друг с другом и с руководителями водолазной отрасли.
7. Введение единой и обязательно номерной водолазной книжки. Для всех действующих водолазов проведение единовременной замены водолазных книжек на унифицированные.
8. Составление и ведение реестра водолазных компаний с привязкой к ним водолазов, прошедших замену унифицированной водолазной книжки.
9. Подъем популярности и престижа профессии водолаза через пропаганду и формирование позитивного общественного. Необходимо учреждение почетного звания «Заслуженный водолаз Российской Федерации».
В России есть специалисты, способные сделать водолазное дело важной отраслью в деятельности государства. В мае этого года инициативная группа приступила к подготовке Международного водолазного делового собрания, которое пройдет в 2020 г. Это радует и обнадеживает!

Полную версию статьи читайте в журнале  "Гидротехника" № 2 (55) 2019г.

Автор