№4 | декабрь  2024

Новый номер

№3 | сентябрь 2024

Новый номер

№2 | июнь 2024

Новый номер

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

Статьи журнала

Номер: № 4 (2018)

Революционные земснаряды

От редакции. Сегодня в приоритете компании JanDeNulGroup стоят экологические задачи снижения вредных выбросов при работе морских земснарядов. Специалисты компании нашли техническое решение, позволяющее свести их к минимуму. Компания заказала шесть самоотвозных трюмных землесосов с очень низким уровнем выбросов: три небольших грузоподъемностью 3500 м³, два средних грузоподъемностью 6000 м³ и один большой грузоподъемностью 18000 м³. Также было принято решение о строительстве второго 18-тысячного землесоса.

Об экологической политике компании, технологиях снижения вредных выбросов земснарядов и преимуществах новых судов рассказывают координатор по топливу в JanDeNulGroup Мишель Дерейк и директор по строительству новых судов Робби Де Бакер.

Когда меняется климат и растет общая озабоченность состоянием окружающей среды, группа компаний JanDeNulGroup (JDN), специализирующаяся на дноуглубительных и морских работах, сделала свой выбор в пользу проектирования и строительства самого последнего поколения землечерпательных судов, работающих на дизельном топливе и оборудованных инновационной системой фильтрации для удаления многих загрязняющих веществ из выхлопных газов. Распространенной позицией в морской отрасли сегодня является использование более чистых видов топлива, что помогает снизить некоторые отдельные уровни загрязнения. Однако компания JDN взяла на себя инициативу по фактическому удалению или ликвидации активных загрязняющих веществ в выхлопных газах от своих судов. Это принципиально другой подход по сравнению с теми компаниями, кто выбрал суда, работающие на полностью сгорающем топливе.

«Нашей главной целью с самого начала был поиск решения, как снизить загрязнение воздуха от наших земснарядов, — ​объясняет Мишель Дерейк, координатор по топливу в компании JDN. — ​Мы сосредоточили свое внимание на воздействии, которое оказывают морской транспорт и развитие портов на здоровье населения и качество атмосферного воздуха в целом. На этапе проектирования нового земснаряда мы рассматривали различные варианты и технологии, задавшись целью по максимуму снизить или ликвидировать вредные выбросы и подготовиться к более жестким европейским нормам выбросов Stage V для суши и внутренних водных путей, которые вступят в силу в 2020 г. Свой выбор мы остановили на технологии каталитической фильтрации, и здесь нужно было провести большую подготовительную работу, поскольку для двухэтапных фильтров требуется постоянное техобслуживание. Поэтому запуск фильтров в эксплуатацию был только началом пути».

Сегодня все морские суда, по утверждению Международной морской организация (IMO), работающие на полностью сгорающем топливе, должны соответствовать стандарту IMO Tier III, согласно которому допускаются высокие уровни выбросов загрязняющих веществ. По мнению М. Дерейка, в сравнении с европейскими нормами на суше, которые являются очень строгими, требования к экологии моря значительно отстают. Новый готовящийся стандарт Stage V будет соответствовать современным экологическим требованиям, производители, в том числе и морской техники, должны быть готовы к ужесточению экологических требований.

«Независимо от технологии или типа используемого топлива, для того чтобы минимизировать выбросы в атмосферу, придется заниматься фильтрацией выхлопных газов», — ​говорит Мишель Дерейк.

В рамках подготовки к грядущему внедрению жестких норм Stage V и в соответствии с принципами компании, а также ожиданиями заказчиков и ключевых представителей рынка компания JDN остановила свой выбор на технологии каталитической фильтрации, подчеркивая, что это самая лучшая доступная технология для новых земснарядов. Технология была разработана в Швейцарии для тоннельного строительства, с 1980-х гг. технология фильтрации отработавших газов транспортных средств и оборудования использовалась в целях обеспечения более чистого и пригодного для дыхания воздуха для всех рабочих, занятых на строительстве тоннелей в Альпах. Сегодня компания JDN применяет эту технологию на своих новых судах.

Каталитическая фильтрация

«Мы размещаем на наших новых трюмных землесосах катализаторы для каждого дизельного двигателя», — ​объясняет М. Дерейк.

«Эти фильтры удаляют до 99% твердых частиц, значительно снижают уровни Nox и уменьшают концентрацию или удаляют прочие вредные загрязняющие вещества, которые в настоящее время стандартами IMO не регулируются», — ​продолжает директор по строительству новых судов Робби Де Бакер.

Новые суда будут работать на обычном широко применяемом в индустрии низкосернистом газойле, а отработанный газ будет обрабатываться в два этапа на базе системы выборочной каталитической редукции (ВКР) и дизельного сажевого фильтра (ДСФ). Система ВКР понижает концентрацию NOx до уровней, предписанных нормами европейского стандарта Stage V для внутренних водных путей, которые намного жестче действующих сейчас стандартов Tier II и Tier III. На втором этапе ДСФ удаляет твердые частицы из отработанного газа, также вплоть до уровней в соответствии с будущим европейским стандартом Stage V (рис. 1).

Выбирая, по сути, революционное техническое решение для строительства земснарядов нового поколения, специалисты компании исходили из того, что дизельное и полностью сгорающие виды топлива являются ископаемыми видами топлива, которые выделяют в выхлопе CO2, a также сверхтонкую пыль и наночастицы. Двигатель земснаряда без фильтра для твердых частиц не может сравниться с двигателем, оснащенным таким фильтром, независимо от типа топлива или технологии работы такого двигателя. «Не понимаю, почему одно природное топливо вдруг станет лучше другого, особенно если при оценке общего воздействия на окружающую среду мы учитываем все выбросы, в том числе и проскок метана», — ​говорит М. Дерейк. Проскок метана является утечкой несгоревшего газа из двигателя, который непосредственно поступает в атмосферу, выступая там в роли парникового газа и загрязняющего агента.

В JDN твердо уверены, что на сегодняшний день наилучшим вариантом для окружающей среды является использование дизельного топлива и технологии каталитического фильтрования выхлопных газов. «Если суда, работающие на полностью сгорающих видах топлива, желают посоревноваться в производительности с точки зрения экологичности с дизельными двигателями, оснащенными каталитическими фильтрами, а также соответствовать тем же строгим правилам Stage V, тогда этим судам, безусловно, придется подумать об установке оборудования для фильтрации выхлопов», — ​утверждает Дерейк. Для судовладельцев это означает дополнительные инвестиции в разработку подходящих систем фильтрования выхлопов после завершения строительства судов.

«На наших судах отработанные газы самые чистые, по сравнению с судами, работающими на полностью сгорающем топливе», — говорит Мишель Дерейк.

Специалисты JDN поддерживают ужесточение экологических требований; поскольку пока стандарты в морской отрасли недостаточно строгие, то и экологическая обстановка не улучшится, и при этом не столь важно, какое техническое решение будет наиболее эффективным с точки зрения экологии. «Мы в компании JDN, заказав строительство судов с очень низким уровнем выхлопа (ULEV), выбрали тактику опережения, по сравнению с судами, работающими на полностью сгорающем топливе, — ​подытожил М. Дерейк. — ​Заказчикам необходимо знать об этой проблеме, потому что они также обеспокоены воздействием строительных работ на окружающую среду».

Компания JDN со своими новыми земснарядами выступает первопроходцем в области морского судоходства. Решение о строительстве инновационных земснарядов с системами обработки выхлопных газов было принято с учетом современной общей позиции, которая заключается в том, что СПГ считается более экологичным по качеству топливом, по сравнению с дизельным. На самом же деле никакое углеводородное топливо не может быть полностью экологичным. Именно поэтому компания JDN сосредоточилась на улучшении качества атмосферного воздуха и на снижении воздействия выхлопов на здоровье людей путем отфильтровывания до 99% выхлопных твердых частиц, и эта позиция реализуется компанией на практике. «Пришло время изменить наше мировоззрение и провести переоценку норм выбросов для морского транспорта по всему миру и отдельно в акваториях специального контроля за выбросами», — ​выражает принципы компании М. Дерейк.

Для реализации экологической политики компании по заказу JDN на судоверфях в Сингапуре и Китае недавно были построены шесть новых самоотвозных трюмных рефулерных землесосов (СТРЗ), которые работают на дизельно-электрических двигателях, обеспечивающих оптимальное использование вырабатываемой энергии, сниженный расход топлива и меньшие уровни выхлопов (рис. 2). Кроме того, данные суда оснащены двухступенчатой системой фильтрования выхлопных газов, позволяющей им соответствовать будущим жестким нормам европейского стандарта Stage V для внутренних водных путей.

«Мы в восторге от того, что первыми идем по пути соответствия самым строгим международным ограничениям на выхлопы с первыми в мире земснарядами, соответствующими нормам Stage V, которые будут крайне экономичны в плане потребления топлива, универсальны и высокопроизводительны, — ​рассказывает Робби Де Бакер, директор по строительству новых судов в JanDeNulGroup. — ​Их использование позволит производить дноуглубительные работы с самыми низкими на сегодняшний день уровнями выбросов вредных веществ в атмосферу. Эти уровни выбросов значительно ниже тех, которые производятся судами, работающими на двухтопливных двигателях с СПГ».

Компания JDN спроектировала свои новые СТРЗ с системой очистки отработанных газов на борту каждого судна для того, чтобы в будущем снижать вредные выбросы и соответствовать стандартам IMO по выбросам NOx. Новые земснаряды будут работать в эстуариях и на реках, а также рядом с побережьями, следовательно, вблизи жилых районов. Решение JanDeNulGroup ограничить выбросы NOx до возможно наиболее низкого уровня, в сравнении с действующими требованиями, а также снизить выбросы других загрязняющих веществ является новым принципиальным подходом в решении экологических проблем, обострившихся в новом столетии практически по всему миру.

 

Филиал Jan De Nul Group вРФ:
БЦ «Neo Geo», 3 эт., оф. 3003,
ул. Бутлерова, 17, 117342, Москва, РФ
Tел. +7 495 280 15 51
E-mail: russia.office@jandenul.com
www.jandenul.com/ru

На сайте размещена сокращенная версия статьи. Полную версию читайте в журнале.

Авторы