№3 | сентябрь 2024

Новый номер

№2 | июнь 2024

Новый номер

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

Статьи журнала

Номер: № 4 (2018)

Порты и реки ищут глубины

От редакции. Главный редактор ИАА «ПортНьюс» Виталий Чернов дает аналитический обзор проектов развития портовой инфраструктуры по всем морским бассейнам и внутренним водным путям России. В обзоре представлены итоги грузооборота российских портов за I полугодие 2018 г., крупнейшие стивидорные проекты, перспективы и проблемы их реализации.

Грузооборот портов России в первом полугодии 2018 г. продолжил расти, однако темпы прироста снизились. Доля портов стран Прибалтики и Украины в общем объеме перевозок российских грузов продолжила уменьшаться, очевидна высокая степень зависимости от них по номенклатуре балкерных грузов: угля, зерна и минудобрений. Именно на покрытие дефицита по этой номенклатуре направлено большинство проектов развития портовой инфраструктуры.

По данным Росморречфлота, грузооборот морских портов России за январь-июнь 2018 г. составил 394 млн т, что на 3% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

В том числе объем перевалки сухих грузов увеличился на 8% — до 189 млн т, наливных грузов — сократился на 2%, составив 206 млн т.

В направлении морских портов стран Балтии за I полугодие 2018 г. было перевезено 19 млн т российских грузов, что на 10% меньше аналогичного периода 2017 г. Уменьшение было отмечено по перевозкам угля — на 13%, металлов — на 4% и наливных грузов — в 2,6 раза. В то же время на этом направлении выросли перевозки зерна в 2,8 раза, минеральных удобрений на 9,5% и руды на 9,2%.

Объем перевозок российских грузов в морские порты Украины за отчетный период увеличился на 13% и составил 3 млн т. Прирост по углю составил 10%, по перевозке руды — в 1,6 раза, в то же время снизились перевозки в украинские порты минеральных удобрений на 47% и наливных грузов на 25%.

В целом доля перевозок российских грузов в направлении портов стран Прибалтики и Украины от общего объема перевалки российских грузов немного снизилась и составила 6%.

Из данных цифр видны «болевые точки» российской портовой инфраструктуры. В Балтийском бассейне остро не хватает специализированных глубоководных терминалов по перевалке минудобрений, зерна и руды. В Южном бассейне — терминалов по перевалке угля и ряда других балкерных грузов.

В сфере внутреннего водного транспорта 2018 г. оказался благоприятным для грузоперевозчиков с точки зрения достаточной для судоходства водности. Однако потребность в развитии речной инфраструктуры сохраняется. Ключевыми проектами являются строительство Багаевского и Городецкого гидроузлов, реализация которых позволит «расшить» узкие места на единой глубоководной системе (ЕГС) России.

Внутренний водный транспорт

Поручения по ликвидации лимитирующих участков на ЕГС были даны Президентом России Владимиром Путиным по итогам заседания президиума Госсовета еще в августе 2016 г. Строительство Багаевского гидроузла началось 23 апреля 2018 г., а в мае Главгосэкспертиза сообщила о выдаче положительного заключения по второму, основному, этапу проекта.

Багаевский гидроузел относится к категории особо опасных и технически сложных объектов. В ходе государственной экспертизы, в соответствии с Градостроительным кодексом, подтверждено соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности, а также дана оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Также подтверждено соответствие проекта экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормативным требованиям.

Строительство Багаевского гидроузла предусмотрено госпрограммой «Развитие транспортной системы». Максимальная стоимость строительства гидроузла, включая обустройство его водохранилища, — 22 млрд руб. Завершение строительства Багаевского гидроузла запланировано на 2020 г.

В 2017 г. был заключен государственный контракт на разработку проектной документации на строительство Нижегородского низконапорного гидроузла. Проект предусматривает его проектирование и строительство на р. Волге в нижнем бьефе Городецкого гидроузла. Новый гидроузел создается для поддержания нормальных судоходных условий с гарантированными глубинами 4,0 м на проблемном участке Верхней Волги, а также на порогах камер шлюза

№№ 15–16 Городецкого гидроузла в течение всего навигационного периода с обеспечением судоходства в период прохождения паводка.

В рамках реализации проекта планируется создать водохранилище (рабочее название — Сормовское), которое будет занимать часть территории Балахнинского и Городецкого районов Нижегородской области, а также, в незначительной степени, затрагивать Сормовский район г. Нижнего Новгорода. Проектная площадь водохранилища — 52,6 м2, статическая емкость — 0,15 км3, динамическая емкость при суточном регулировании — 0,21 м3. Протяженность реконструируемого участка водного пути (от шлюза №№ 15–16 Городецкого гидроузла до створа проектируемого гидроузла) — 38 км.

Этот гидроузел имеет воднотранспортное назначение и будет обеспечивать сезонное регулирование уровенного режима в своем верхнем бьефе с поддержанием в створе проектного подпорного уровня 68,0 м в течение всего навигационного периода. Объем финансирования запланирован на уровне 43 млрд руб. Окончание строительства гидроузла — 2021 г.

Южный бассейн

Рост объемов перевалки сухогрузов в Южном бассейне был обеспечен балкерными грузами, прежде всего зерном и рудой, а также генгрузами. При этом сохранился грузопоток в направлении соседних украинских портов, что говорит о дефиците морских глубоководных терминалов. Исходя из потребностей грузоотправителей, к 2020 г. совокупный дефицит мощностей портов Южного федерального округа оценивается в 70 млн т в год, в том числе 66,5 млн т в год по навалочным грузам и 3,5 млн т по зерновым грузам.

Это вновь подтверждает острую необходимость создания в бассейне новых портовых сухогрузных мощностей и развития железнодорожных подходов к ним, что предусмотрено проектом создания глубоководного района порта Тамань, рассчитанного на перевалку более чем 90 млн т грузов в год.

Окончательная модель проекта сухогрузного района морского порта Тамань должна быть доработана к январю 2019 г. На территории нового портового района проектируются терминалы инвесторов: терминал «Кузбассразрезугля» (мощностью 20 млн т в год), терминал компании СУЭК (мощностью 12 млн т в год), терминал «Металлоинвеста» (мощностью 9 млн т в год), терминал «Еврохима» (мощностью 11 млн т в год), терминал бункеровочного подразделения НК «Роснефть» компании «РН-Бункер» (мощностью 0,9 млн т в год) и небольшой терминал «Ростеха» на 40 тыс. т. При реализации второй очереди проекта, которая, вероятно, стартует в 2025 г., запланированы терминалы для зерна, пищевых грузов и контейнеров.

В настоящее время появилась уверенность в осуществлении данного проекта, поскольку к его реализации могут подключиться предприятия, подконтрольные известному предпринимателю Аркадию Роттенбергу. Закончив строительство Крымского моста, бизнесмен намерен заняться реализацией масштабного инфраструктурного проекта по соседству: взяться за строительство сухогрузного района порта Тамань. Объем работ по федеральным объектам порта оценивается в 65 млрд руб.

На Таманском полуострове развиваются и другие портовые мощности — запланировано строительство перевалочной базы крупногабаритных и тяжеловесных грузов, зернового терминала, ведется реконструкция Таманской базы сжиженного углеродного газа (СУГ). Кроме того, в начале 2018 г. «ОТЭКО» и УК «ВостокУголь» договорились о создании хаба в порту Тамань для поставок на мировой рынок смеси углей.

Стивидорная группа «ДелоПортс» планирует к 2020 г. на треть увеличить мощности АО «Зерновой терминал «КСК» — до 6 млн т в год в порту Новороссийск, инвестировав в проект 3,7 млрд руб. Проект модернизации терминала предусматривает строительство дополнительных зернохранилищ на 102 тыс. т. На терминале также построят береговую транспортную галерею и трансформаторные подстанции. Новый причал глубиной 16,9 м позволит обслуживать суда размером Post-Panamax дедвейтом более 100 тыс. т, востребованные для перевозки грузов в страны Юго-Восточной Азии.

ООО «Оборонлогистика» совместно с ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4» приступили к развитию собственного грузового терминала в Новороссийске. Запланировано техническое перевооружение и оснащение терминала специализированной техникой.

В нефтеналивном сегменте Южного бассейна стоит отметить реализованный проект расширения пропускной способности системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В Новороссийске работает морской терминал КТК-Р. Объем отгрузки нефти через морской терминал КТК в порту Новороссийск в январе-июне 2018 г. составил 30 млн т, что на 12% превышает показатель соответствующего периода прошлого года. Столь существенный прирост был обеспечен реализацией проекта по расширению нефтетранспортной системы Тенгиз — Новороссийск: в 2017 г. в эксплуатацию введены шесть новых нефтеперекачивающих станций.

Балтийский бассейн

Балтийский бассейн оказался единственным, продемонстрировавшим общий спад грузооборота по итогам I полугодия 2018 г. Причем картина с перевалкой сухих и наливных грузов оказалась зеркальной: примерно +8% по сухим и — 8% по наливным. Спад по наливным грузам был обеспечен за счет нефти на фоне соглашения ОПЕК+ и перепрофилирования нефтяных труб под нефтепродуктовые в рамках проекта «Север». По нефтепродуктам ситуация оказалась различной: объем перевалки нефтепродуктов через порты Усть-Луга и Приморск немного вырос (что также связано с проектом «Север»), через Санкт-Петербург и Высоцк сократился ввиду сложившейся конъюнктуры топливного рынка.

Положительной тенденцией для бассейна является существенный прирост контейнерооборота на фоне значительного профицита мощностей: в Большом порту Санкт-Петербурга он составил примерно 13%, в Усть-Луге примерно 9,5% (при расчетах в TEUS). Также фиксируется рост объемов перевалки ro-ro грузов: в Большом порту Санкт-Петербурга прирост составил более 35% (при расчетах в ед.). Это можно объяснить как постепенным восстановлением потребительского спроса после девальвационного шока, так и развитием аванпорта Бронка — именно он является основной точкой развития стивидорной деятельности в Балтийском бассейне, также планируется строительство терминалов по отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) и химического терминала.

На Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение между Санкт-Петербургом и инвестором «Порта Бронка» ООО «Феникс» о дальнейшем развитии проекта на сумму в 21 млрд руб. Речь идет о создании ряда объектов капитального строительства и инфраструктуры морского терминала. Это может стать шагом по выводу портовых мощностей из центра Санкт-Петербурга.

Ориентация на вывод портовых мощностей из центральных городских районов, а также удобное расположение Бронки с точки зрения транспортной доступности и наличия свободных площадей для развития позволяет предположить, что стивидорная деятельность в этом районе будет и дальше развиваться.

Если говорить о реализации проектов по созданию отгрузочных терминалов СПГ, то в августе 2018 г. была введена в эксплуатацию подстанция в Высоцке для строящегося завода «Криогаз-Высоцк». Первую очередь «Криогаз-Высоцк» мощностью 330 тыс. т в год планируется ввести в эксплуатацию в I квартале 2019 г. На нужды Ленинградской области будет направляться не более 10% СПГ. Кроме того, в рамках проекта «Криогаз-Высоцк» уже оборудован бункеровочный причал СПГ, который будет использоваться при наличии спроса и соответствующего флота. Сроки запуска второй очереди на 330 тыс. т СПГ в год пока не определены.

Российская компания «Уралхим» планирует к 2022 г. перенести перевалку сухих грузов из стран Балтии в российский порт Усть-Луга, тем самым ломая прожекты Латвии в транзитной области. АО «ОХК «Уралхим» и ООО «Ультрамар» объявили о стратегическом партнерстве в отношении проекта строительства компанией «Ультрамар» объектов портовой инфраструктуры, предназначенной для перевалки сухих минеральных удобрений в новом терминале в порту Усть-Луга, с последующим созданием многофункционального терминала с потенциальным объемом перевалки до 12 млн т в год.

Другой российский производитель минудобрений «Акрон» с этого года уже начал переводить сухие грузы из прибалтийских в российские порты. Группа «Акрон» и компания «Европейский серный терминал», обладающая современным перевалочным комплексом в морском торговом порту Усть-Луга, заключили долгосрочный договор на перевалку минеральных удобрений объемом до

700 тыс. т в год. По условиям договора «Европейский серный терминал» построит для нужд «Акрона» отдельный склад для хранения и перевалки продукции, предназначенной на экспорт. Перевалка удобрений в рамках подписанного договора начнется уже в 2019 г., после ввода в эксплуатацию новых складских площадей.

Арктический бассейн

Прирост объемов перевалки сухогрузов в Арктическом бассейне был обеспечен, главным образом, за счет угля, руды и, в определенной степени, проектных грузов. Это также подтверждает актуальность проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла и смещения перевалки угля на левый берег Кольского залива за счет строительства терминала «Лавна» на 18 млн т в год.

Угольный терминал в Лавне готовят к строительным работам. Сейчас ведется подготовка территории и вертикальная планировка. Условия концессионного соглашения на финансирование проекта строительства порта «Лавна» утверждены Правительством РФ 1 октября 2018 г. В рамках концессионного соглашения предусмотрены строительство угольного терминала, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры на восточном берегу и строительство новой железнодорожной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива. Концедентом в соглашении по созданию объектов инфраструктуры морского порта выступит Росморречфлот, концессионером — ООО «Морской торговый порт «Лавна» (бенефициаром является ПАО «ГТЛК»).

На месте будущего порта полным ходом ведутся подготовительные работы. Подрядчик — АО «Ямалтрансстрой» — обустраивает площадку под угольный терминал, протяженность которого превысит 2 км, ведет работы по созданию нового моста через Кольский залив (точнее, через реку Тулому, которая впадает в Кольский залив). Сейчас завершается забивка свай на глубину 76 м. С помощью направленных взрывов строители сносят часть скальной породы и используют полученный грунт для возведения насыпей.

Угольный перевалочный комплекс «Лавна» станет одним из самых высокотехнологичных морских терминалов в стране. Проект предусматривает специализированную технологию, позволяющую минимизировать экологическое воздействие на окружающую среду. В порту будут построены закрытая конвейерная система транспортировки угля, аспирационная система и система пылеподавления на всех узлах пересыпки, а также система орошения на складе угля.

Глубоководный причал длиной 660 м будет способен принимать одновременно два крупнотоннажных балкера дедвейтом от 20 до 150 тыс. т. Кольский залив не замерзает, поэтому терминал Лавна будет работать круглогодично без привлечения ледоколов. Первая очередь порта Лавна (до 9 млн т в год) должна быть построена в декабре 2020 г. Подрядчики заверяют, что график работ соблюдается неукоснительно. В дальнейшем пропускная способность терминала будет увеличена до проектной — 18 млн т. Напомним, что официальный старт проекту был дан 30 марта 2018 г.

Комплекс «Лавна» имеет перспективы и для дальнейшего развития. Площади позволяют разместить терминал по перевалке минеральных удобрений мощностью 6 млн т в год и дополнительные склады хранения. Интерес к проекту уже проявили производители минеральных удобрений и навалочных грузов.

Сохраняются перспективы полного ввода в эксплуатацию угольного терминала «Чайка» в районе морского порта Диксон, который строится для освоения Сырадасайского месторождения коксующихся углей в районе реки Лемберова в Красноярском крае. Реализует проект «Арктическая горная компания» под управлением УК «Восток Уголь», «Трест Запсибгидрострой» является генеральным подрядчиком по проектированию и строительству гидротехнических сооружений с применением трубчатого сварного шпунта. Сейчас действует временный причал с двумя отбойно-швартовными палами, предназначенный для приема строительных материалов и материально-технических ресурсов. В перспективе грузооборот «Чайки» может достигнуть 10 млн т в год.

Другой перспективный арктический проект — это создание глубоководного района порта Архангельск, который в июне 2018 г. успешно прошел экспертный «инфраструктурный тест-драйв», состоявшийся в рамках Всероссийского водного конгресса в Москве. Проектом предусматривается создание современного транспортно-промышленного узла, включающего четыре универсальных и два специализированных терминала совокупной мощностью до 38 млн т к 2035 г. ежегодно, автомобильную и железную дороги. При этом, по оценке ООО «Морстройтехнология», потенциальная грузовая база для глубоководного района без привязки к другим инфраструктурным проектам составляет до 27 млн т ежегодно, а реализация железнодорожных проектов Северного широтного хода и «Белкомур» усиливают привлекательность проекта за счет дополнительных 9 млн т калийных удобрений и до 10,2 млн т нефтегазовых грузов.

Впрочем, основную долю в структуре грузооборота арктических портов по-прежнему занимает нефть с северных месторождений, а с вводом проекта Ямал-СПГ к ней добавился сжиженный природный газ.

Из нового можно отметить, что терминал СПГ и стабильного газового конденсата в Обской губе Карского моря грузооборотом 140 тыс. т в год распоряжением Правительства России от 2 августа 2018 г. № 1610-р включен в схему территориального планирования. Терминал строится в рамках комплексного плана по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал для обслуживания Утреннего (Салмановского) нефтегазоконденсатного месторождения в северной части Обской губы Карского моря.

Дальневосточный бассейн

Здесь в последние годы было заявлено множество проектов, связанных, преимущественно, с перевалкой угля, однако до практической реализации доведены лишь немногие. Из них выделяется проект третьей очереди развития АО «Восточный порт». После ввода в эксплуатацию в 2019 г. новых объектов грузооборот АО «Восточный порт» вырастет до 40 млн т угля.

Развитие мощностей в Дальневосточном бассейне тесно увязано с ограничениями по пропускной способности дальних железнодорожных подходов, а также необходимостью применения наилучших доступных технологий при перевалке экологически чувствительных грузов.

В декабре 2019 г. планируется открыть новый угольный терминал порта Ванино в бухте Мучке. При выходе объекта на полное развитие его грузооборот составит 24 млн т экспортного угля в год. На данный момент завершены объекты внешней железнодорожной инфраструктуры, инфраструктуры внешней энергетики, построены внешние и внутренние автомобильные дороги. Крупные объекты будут завершены в 2019 г.

Естественные глубины в порту Ванино хорошие, но дноуглубление все равно необходимо. Для этого ФГУП «Росморпорт» и ООО «Балт-МорСтрой» 7 ноября 2018 г. подписали государственный контракт на разработку рабочей документации и выполнение работ по реконструкции и строительству объектов инфраструктуры и федеральной собственности в морском порту Ванино. В рамках государственного контракта выполняются работы по формированию акватории и установке СНО и другого оборудования. Объем планируемых дноуглубительных работ по первому этапу составит 908,9 тыс. м3.

Проект реализуется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы» на условиях государственно-частного партнерства при участии частного инвестора АО «Ванинотрансуголь». В первый пусковой комплекс мощностью

12 млн т в год войдут железнодорожная станция, технологический комплекс, причальные сооружения, очистные сооружения, внутренние сети, отдельно стоящие производственные комплексы и пункт пропуска.

В планах строительство третьей очереди и у компании «Дальтранс-уголь» в порту Ванино, что позволит дочерней структуре СУЭК увеличить мощности по перевалке угля до 40 млн т в год. Проектом запланированы строительство нового причала и закупка технологического оборудования.

В Шкотовском районе Приморья, в северной части бухты Суходол, АО «Холдинговая компания «СДС-Уголь» приступает к строительству терминала мощностью не менее 12 млн т угля в год.

Структурами холдинга «Сиб-антрацит» в том же Шкотовском районе Приморского края у мыса Открытый ведется строительство угольного порта Вера. Первая очередь терминала (проект реализует ООО «РТ-Глобальные ресурсы») планируется к запуску в 2019 г.

В последующем комплекс будет ежегодно перегружать 20 млн т угля.

Из новых проектов стоит отметить реализацию идеи строительства зернового терминала в порту Зарубино. В июне 2018 г. ООО «Дальневосточный зерновой терминал» (ДВЗТ, 100% принадлежит Объединенной зерновой компании, ОЗК) направило заявку на заключение соглашения об инвестиционной деятельности на территории Свободного порта Владивосток (СПВ) в Корпорацию развития Дальнего Востока. ООО «ДВЗТ» планирует построить специализированный зерновой терминал в морском порту Зарубино в бухте Троицы Хасанского района Приморского края. Проект рассчитан на перевалку 3 млн т зерна в год с перспективой увеличения до 10 млн т в год.

Как отметили в Минвостокразвития, потенциальный инвестор СПВ считает, что появление на Дальнем Востоке специализированного зернового терминала обеспечит вывод российских товаропроизводителей на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и перенаправит внутренние грузопотоки через морской порт Зарубино, что в итоге позволит сократить затраты на логистику и время транспортировки. Между тем, из-за ареста совладельцев группы «Сумма» братьев Магомедовых, одному из которых принадлежит 49% акций ОЗК, реализация этого проекта оказалась под вопросом.

Руководство Приморского края тем временем активно рекламирует проект потенциальным инвесторам из Китайской Народной Республики. Создание порта Зарубино и строительство железнодорожной ветки к нему пробуют увязать в проект крупного транспортного хаба в рамках международного транспортного коридора «Приморье-2». Это позволит китайской провинции Цзилинь получить кратчайший выход к морю через российский порт. В настоящее время интерес к этому проекту и перевозке грузов через него проявляет ассоциация, объединившая крупнейшие порты Китая.

Каспийский бассейн

Каспийский бассейн после затяжного падения продемонстрировал взрывной рост грузоперевалки, обеспеченный, главным образом, транзитом казахстанской нефти через порт Махачкала. Прирост по сухогрузам в бассейне был связан с перевалкой зерна в направлении Ирана.

Таким образом, итоги I полугодия 2018 г. подтвердили тенденции, четко проявившиеся еще ранее: портовое хозяйство России остро нуждается в создании новых глубоководных районов, ориентированных на перевалку балкерных грузов, таких как уголь, зерно, минеральные удобрения. В свою очередь, это делает необходимым и соответствующее развитие железнодорожных подходов к портам.

На сайте размещена сокращенная версия статьи. Полную версию читайте в журнале.

Автор