№4 | декабрь  2024

Новый номер

№3 | сентябрь 2024

Новый номер

№2 | июнь 2024

Новый номер

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

Статьи журнала

Номер: № 1 (2019)

Обеспечение навигации по Северному морскому пути

В соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами РФ полномочия по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства в акватории Северного морского пути (СМП) возложены на Федеральное унитарное государственное гидрографическое предприятие (далее — Предприятие). Основными направлениями его деятельности по навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов в акватории СМП являются:

  • изучение рельефа морского дна с целью обеспечения навигационной безопасности мореплавания, создания и подержания на современном уровне морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания;
  • оборудование акватории СМП и путей движения судов средствами навигационного оборудования и обеспечение их бесперебойной работы;
  • сбор и обработка сведений об изменениях навигационной обстановки и оперативное доведение их до мореплавателей;
  • лоцманские проводки.

Для обеспечения деятельности по обозначенным направлениям в состав ФГУП «Гидрографическое предприятие» входят:

  • восемь обособленных филиалов — гидрографических баз, расположенных в портах Арктической зоны Российской Федерации;
  • собственный флот, состоящий из девяти гидрографических и трех вспомогательных судов, базирующихся в порту Архангельск;
  • комплексная арктическая гидрографическая экспедиция;
  • картографическое производство;
  • объединенный арктический радионавигационный отряд;
  • арктическая служба навигационного оборудования и информации по безопасности на море;
  • арктическая лоцманская служба.

Деятельность предприятия распространяется на акваторию Северного морского пути, в том числе побережье арктических морей и их острова, устьевые участки сибирских рек (р. Енисей, р. Хатанга, Быковский фарватер р. Лены и р. Колыма), на акватории морских портов и подходы к ним. В хозяйственном ведении ФГУП «Гидрографическое предприятие» находится 1238 средств навигационного оборудования, из них береговых СНО (маяков, навигационных знаков) — 1043 ед.; плавучих предостерегательных знаков (буев, вех) — 195 ед.

В последние годы наблюдается значительное увеличение количества крупнотоннажных судов, в том числе перевозящих в акватории СМП опасные грузы, а также расширение сроков арктической навигации, осуществляемой в том числе в тяжелых ледовых условиях. По решению Министерства транспорта РФ, с 2011 г. Предприятием начато поэтапное выполнение площадной съемки рельефа дна Высокоширотной трассы с использованием современных гидрографических комплексов на базе многолучевых эхолотов. В период с 2011 по 2018 гг. выполнено более 281 тыс. приведенных км съемки рельефа дна, в том числе участков основной и альтернативной трасс Севморпути шириной 2 км в объеме 121 тыс. приведенных км. Ежегодный объем гидрографических работ составил не менее 31 тыс. приведенных км.

В 2014–2017 гг. Предприятием выполнена площадная съемка рельефа дна глубоководных путей в Обской губе и на подходах к ней. Общий объем работ составил 103356 приведенных км. В результате этой большой и сложной работы нами были разработаны и введены в действие новые глубоководные пути для движения крупнотоннажных судов в порт Сабетта и к Новопортовскому терминалу общей протяженностью 318 миль. На подходах к порту Сабетта была успешно организована зона разделения движения судов. По материалам гидрографических работ Предприятия Управлением навигации и океанографии Минобороны России изданы новые морские навигационные карты на всю судоходную часть Обской губы и акваторию порта Сабетта. В результате этой работы было обеспечено безопасное судоходство в Обской губе и на подходах к ней.

В 2018 г. Предприятие выполнило площадную съемку рельефа дна на наиболее сложных в навигационном отношении участках рекомендованных путей в проливе Санникова и на восточных подходах к нему с лимитирующими глубинами 12,8–14,2 м.

Стоит отметить, что наиболее сложными в навигационном отношении для плавания крупнотоннажных судов являются мелководные моря Лаптевых и Восточно-Сибирское и соединяющие их проливы Санникова и Дмитрия Лаптева.

Объем выполненных в проливе Санникова гидрографических работ за 2018 г. составил 31770 приведенных км. В настоящее время картографическим производством Предприятия осуществляется камеральная обработка полученных материалов съемки, которую планируется завершить к началу навигации 2019 г.

В рамках реализации поручения Президента России В. В. Путина по повышению к 2024 г. грузооборота Севморпути до 80 млн т в год и согласно разработанному перспективному плану, в период с 2019 по 2024 гг. Предприятие планирует выполнить более 383 тыс. приведенных км съемки рельефа дна. Для выполнения этой задачи объемы ежегодно выполняемой съемки рельефа дна необходимо будет увеличить не менее чем в 2 раза (до 60–65 тыс. приведенных км в год). К 2024 г. все участки высокоширотной трассы будут покрыты площадной съемкой шириной 2 км.

Важным итогом деятельности Предприятия по гидрографическому изучению акватории СМП является создание условий для безопасного и эффективного судоходства. Для решения этой задачи, опираясь на результаты выполненных съемок рельефа дна, Предприятие провело реконструкцию действующих и установление новых путей движения судов, в том числе глубоководных для крупнотоннажных судов на высокоширотной трассе в акватории Обской губы Карского моря и на подходах к ней. В целом, за период с 2011 г. нами обследовано площадной съемкой 3232 мили морских путей, в том числе вновь открыто для безопасного судоходства 2444 мили глубоководных путей.

В период с 2019 по 2024 гг. ФГУП «Гидрографическое предприятие» планирует выполнить 383069 приведенных км съемки рельефа дна в акватории Северного морского пути, в том числе:

  • Высокоширотная трасса, 1-й этап, ширина 2 км — 59659 км (2019–2024).
  • Подходы к Обской губе — 15603 км (2019).
  • Пролив Санникова — 109807 км (2019–2021).
  • Обская губа, ширина 2,8 — 25 км — 105000 км (2022–2024).
  • Высокоширотная трасса, 2-й этап, расширение до 20 км — 93000 км (2022–2024).

Также Предприятие обеспечивает создание и поддержание в актуальном состоянии морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания. Так, в период с 2011 по 2018 гг. на акваторию СМП издано 15 новых морских карт и переиздано 73 карты.

С 2016 г. Гидрографическим предприятием начато и успешно выполняется предоставление мореплавателям информационных услуг по созданию и обновлению ведомственных электронных навигационных карт (ЭНК) и цифровых справочно-информационных наборов (ЦСИН) на акваторию Севморпути в соответствии с требованиями стандарта Международной гидрографической организации S-57.

В настоящее время созданная на Предприятии коллекция из 253 электронных навигационных карт покрывает всю акваторию СМП. Издаваемые цифровые справочно-информационные материалы являются для мореплавателей дополнительной официальной навигационной информацией по наиболее важным для судоходства районам и морским путям в акватории СМП. Они создаются по результатам только новых площадных съемок рельефа дна и содержат более детальную информацию, по сравнению с данными, указанными на официальных морских навигационных картах. По состоянию на 1 февраля 2019 г. Предприятием создано 116 цифровых справочно-информационных наборов, в течение ближайшего времени планируется создание еще 36 новых наборов на пролив Санникова.

По форме исполнения цифровые справочно-информационные наборы аналогичны и совместимы с электронными навигационными картами стандарта S-57, могут быть установлены в судовые ЭКНИС и работать совместно с установленной на судне коллекцией официальных карт. В настоящее время цифровые справочно-информационные наборы успешно используют для навигационных целей суда ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Росморпорт», ОАО «Совкомфлот», в том числе атомные ледоколы «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач», крупнотоннажные СПГ-танкеры «Кристо́ф де Маржери́», «Георгий Брусилов», «Федор Литке» и другие. С каждым годом количество потребителей, использующих картографическую продукцию и навигационную информацию Гидрографического предприятия, неуклонно растет.

В целях увеличения объемов и качества ежегодно выполняемых гидрографических исследований проводится работа по техническому переоснащению Предприятия, в том числе запланированы:

  • модернизация гидрографических комплексов на гидрографических судах «Григорий Михеев», «Петр Котцов» и «Николай Евгенов»;
  • замена существующих на Предприятии мобильных комплексов съемки рельефа дна на базе многолучевого эхолота на более современные (МЛЭ Reson SeaBat 8101 на Reson SeaBat Т-20Р);
  • оснащение экспедиции Предприятия современными геодезическими комплексами на базе беспилотных летательных аппаратов для мониторинга навигационно-гидрографической обстановки в прибрежной полосе и топографической съемки береговой линии;
  • обновление программно-аппаратных средств камерального и картографического производства.

Кроме того, согласно проекту плана-графика реализации федерального проекта «Северный морской путь», до 2024 г. предусмотрено строительство девяти новых гидрографических судов для ФГУП «Гидрографическое предприятие», оснащенных современным гидрографическим и гидрологическим оборудованием и промерными комплексами для съемки рельефа дна.

Одновременно осуществляется модернизация средств навигационного оборудования с учетом требований стандартов и руководств Международной ассоциации маячных служб. Проводится замена устаревших образцов светооптических аппаратов на современные, включая аппараты со встроенными альтернативными источниками питания (по состоянию на 20 февраля 2019 г. установлено 280 АИП), осуществляется постановка новых образцов буев, а также проводится оптимизация количества действующих средств навигационного оборудования.

Для выполнения Российской Федерацией своих обязательств в рамках международных соглашений, касающихся информирования мореплавателей по вопросам безопасности мореплавания, Правительством РФ было принято постановление от 03.07.1997 г. № 813 «О создании и функционировании ГМССБ». В соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта, на ФГУП «Гидрографическое предприятие» возложены функции национального координатора НАВАРЕА XX и XXI: обеспечение мореплавателей информацией по безопасности на море на прибрежные районы «Запад» и «Восток» акватории Северного морского пути, сбор, обработка и передача предупреждений НАВАРЕА и прибрежных предупреждений (ПРИП), а также иных срочных сообщений, касающихся безопасности мореплавания с использованием гидрометеорологической информации, а также объявление ПРИП «Запад» и ПРИП «Восток» через Международную службу сети безопасности в системе ИНМАРСАТ (SafetyNet).

Специалисты ФГУП «Гидрографическое предприятие» принимают непосредственное участие в работе Международной ассоциации маячных служб. Активно проводится апробация перспективных образцов средств навигационного оборудования в районах интенсивного плавания судов.

В течение последних десяти лет ФГУП «Гидрографическое предприятие» успешно решает возложенные на него задачи по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства в акватории СМП. Предприятие может оказывать самые разнообразные услуги, в том числе по сопровождению дноуглубительных работ, по поиску подводных объектов, по обеспечению подводно-технических работ, по съемке рельефа дна для целей проектирования и строительства гидротехнических объектов и создания навигационных карт и планов. Для этого есть все ресурсы: гидрографические суда, необходимые технические средства и высококвалифицированные специалисты.

Автор