Номер: № 4 (2019)
С начала 2019 года профессиональное сообщество обсуждает корректировки ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Специалисты-гидротехники в области внутреннего водного транспорта считают, что в законе должны быть четко разделены требования к напорным и безнапорным ГТС, определены критерии отнесения ГТС к конкретному классу сооружения, обозначены конкретные требования к оценке состояния и уровня безопасности ГТС.
Наиболее важно рассмотреть предложения, позволяющие конкретизировать сферу действия ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», которая, с нашей точки зрения, до сих пор четко не определена. И это связано с двумя причинами.
Первая заключается в том, что формулировка ст. 1 ФЗ «О безопасности гидро-технических сооружений» в части признака гидротехнических сооружений, на кото-рые распространяется сфера его действия, а именно, «гидротехнические сооруже-ния…, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуа-ции», является избыточной и требующей исключения или уточнения этого признака.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями 2011 г.), к чрезвычайной ситуации (ЧС) локального характера относят ситуацию, при которой количество пострадавших составляет не более 10 человек, либо размер ущерба составляет не более 100 тыс. руб. Как видно, в определении отсутствует нижняя граница количества пострадавших и размера ущерба. Такое определение ЧС локального характера приводит к тому, что при любом повреждении ГТС возникает чрезвычайная ситуация (локального характера). В этом случае сам признак «возникновение чрезвычайной ситуации для определения сооружений, на которые распространяется действие закона «О безопасности гидротехнических сооружений», является избыточным или требующим его уточнения.
Вторая причина связана с тем, что ссылка ст. 1 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на ст. 3, где в определении понятия «гидротехническое сооружение» использован незакрытый перечень сооружений, давала повод для вольной трактовки сферы действия закона. Доходило до абсурда, когда органы надзора заставляли декларировать безопасность трубопереездов и вообще любых сооружений, так или иначе соприкасающихся с водой. Но особую остроту определение сферы действия ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» приобрело, когда органы надзора и транспортной прокуратуры стали требовать проведения декларирования безопасности портовых сооружений, причем в некоторых случаях в категоричной форме.
Необходимо также обратить внимание на текст последней части ст. 10 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно: «Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения». Как указывалось выше, технические регламенты «О безопасности объектов морского транспорта» и «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» не содержат многих требований обозначенного ФЗ. Также в регламентах отсутствует требование внесения объектов инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта в Регистр ГТС.
Отдельно стоит рассмотреть предложения, касавшиеся внесения в текст ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» таких понятий, как «класс капитально-сти» и «класс опасности», а также «категория риска», которые вошли в доработанный проект, но их введение не обосновано и вносит существенную неопределенность в применение положений ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Понятие «класс капитальности» сооружения (объекта) в настоящее время не ре-гламентируется действующими нормами проектирования. При проектировании ис-пользуется понятие «класс» сооружения (объекта) , который устанавливается в соот-ветствии с постановлением Правительства РФ № 986 «О классификации гидротехни-ческих сооружений».
Что касается понятия «класс опасности» сооружения, то, в соответствии с рас-сматриваемым проектом, он определяется степенью его социально-экономической значимости с учетом рисков возникновения на территории чрезвычайной ситуации и нарушения условия жизнедеятельности людей. Критерии отнесения объектов к тому или иному «классу опасности» даны в «Правилах отнесения деятельности юридиче-ских лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производ-ственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (кате-гории) опасности», утвержденных постановлением Правительства РФ № 806. Они предусматривают шесть категорий риска (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий) и соответствующие им шесть классов (категорий) опасности (1, 2, 3, 4, 5, 6). Необходимо также отметить, что наиболее полно критерии для определения категории риска представлены в постановлении Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476 (с изменениями на 28 февраля 2019 г.).
Однако критерии для определения категорий риска для объектов, на которые распространяется область действия федерального закона № 117-ФЗ, в действующих нормах отсутствует, что затрудняет отнесение этих объектов к тому или иному классу опасности.
Полную версию статьи читайте в журнале "Гидротехника" № 4 (57)2019
Другие статьи по темам:
Задача Ростехнадзора — обеспечить безопасность ГТС на новом качественном уровне
Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов морского и речного транспорта
Аспекты стандартизации в области морской нефтегазовой промышленности