№4 | декабрь  2024

Новый номер

№3 | сентябрь 2024

Новый номер

№2 | июнь 2024

Новый номер

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

Технологии и опыт

Жива ли гидромеханизация в России

Летопись истории гидромеханизации в транспортном строительстве ведет свое начало с приказа НКПС СССР №184/а от 16.03.1938 об образовании бюро «Гидромеханизация». С этого времени начинается отсчет роли гидромеханизации в выполнении задач по строительству в народном хозяйстве страны. Бюро «Гидромеханизация» прошло целый ряд реорганизаций, в результате которых в 1981 году преобразовано в  производственное строительно-монтажное объединение «Трансгидромеханизация», в состав которого вошли специализированные управления, работающие по всей стране. Объем выполняемых строительно-монтажных работ вырос до 290 млн. рублей в год, что в физическом выражении соответствовало 270 млн. м3 грунта, выработанного на различных стройках СССР – строительство портов, автомобильных и железных дорог, каналов, территорий под строительство жилых комплексов. Невозможно перечислить все объекты, на которых работала «Трансгидромеханизация», но наиболее знаковые следует отметить: Волго-Донской канал, Каракумский канал, Аму-Бухарский канал, Шерабадский канал, Крымский канал, железная дорога Тюмень-Тобольск-Сургут-Уренгой, автодорожные магистрали Москва-Минск-Брест, Чита-Хабаровск, Сургут-Нефтеюганск-Мамонтов, Байкало-Амурская магистраль, межпромысловые и внутрипромысловые дороги в нефтегазовом комплексе Западной Сибири, в том числе обустройство озера Самотлор, и еще много значимых объектов в СССР и России. География выполняемых работ -  от Молдавии до Камчатки, от Ямала до Памира.

За достигнутые успехи в строительстве «Трансгидромеханизация» награждена орденом Трудового Красного Знамени.

За все время работы «Трансгидромеханизации» особый упор делался на воспитание и подготовку собственных кадров, основу которых заложил Вавилов Николай Георгиевич, внесший огромный вклад в техническую и кадровую политику «ТГМ».  Он установил тесные контакты с Новосибирским институтом инженеров железнодорожного транспорта («НИИЖТ») и с Московским горным институтом. В этих институтах была организована подготовка инженеров по гидромеханизации. Особую роль в обучении кадров сыграли профессора этих институтов Цернант Александр Альфредович и Ялтанец Иван Михайлович, глубоко понимающие и знающие проблемы гидромеханизации.

В г. Раменское Московской области Вавилов Н.Г. организовал учебный пункт по обучению машинистов земснарядов, машинистов механического и электрооборудования земснарядов, машинистов бульдозеров и крановщиков на базе авто- и бульдозерной техники.

«Трансгидромеханизация» динамично развивалась, но пришли «лихие» 90-е годы и положение «ТГМ» резко ухудшилось. Распался Советский Союз. Упали объемы работ. Начались неприятности у наших специализированных управлений в отношениях с местными администрациями, которые предъявляли претензии, что управления работают на их земле, а прибыль перечисляют в Москву. Нужно было что-то предпринимать. Управляющий ПСМО «Трансгидромеханизация» Романов Александр Кузьмич и гл. инженер Мельников Иван Терентьевич, благодаря их дальновидности и решительности, учитывая положение в стране, сумели организовать выкуп из государственной собственности имущества ПСМО, провели акционирование. Была создана Компания «Трансгидромеханизация». В действиях по реорганизации ПСМО «ТГМ» их поддержали их воспитанники (ученики) Леванов Н.И., Леванов В.И., Герасимов А.Г., Соболев А.В., Нархов В.А., Лизунов Е.В.. Квинт В.К., Куликов С.И., Кривоносов А.Н. и  другие начальники спецуправлений. В дальнейшем к Компании присоединились организации, возглавляемые Макаровым А.В. и Гаевским К.К. Так, плечом к плечу, организации «Трансгидромеханизации», преодолевая трудности, с наименьшими потерями вошли в строительный комплекс России.

Следует отметить, что в консолидации коллективов важную роль сыграл Цимлянский судомеханический завод, который был создан еще в 1948 году. В дальнейшем, благодаря реконструкции и нововведениям, «ЦСМЗ» стал ведущим заводом по строительству земснарядов и запасных быстроизнашивающихся запчастей и качеством своей продукции доказал преимущество перед другими предприятиями, занимающимися подобной деятельностью.

На заводе была проведена реконструкция формовочного цеха, позволившая перейти на принципиально новый способ формовки отливок, позволивший достигнуть уровня технологических процессов, соответствующих зарубежным стандартам. Полностью заменена футеровка термопечи, которая обеспечивает гораздо более высокую  температуру нагрева, что в совокупности с противопригарным покрытием и прибором определения химического состава проб стали и чугуна, существенно повлияло на качество и износостойкость выпускаемой продукции. Работа землесоса без замены запчастей достигла 800 рабочих часов.

Наличие на заводе конструкторского отдела помогает найти индивидуальный подход к каждому заказчику продукции завода, разрабатывать и осваивать новые грунтовые насосы различной производительности, а также изготавливать новые типы земснарядов, оборудованных гидрорыхлением и эжектированием на всасывающей части, а износостойкие запчасти в купе с четкой организацией работы земснарядов позволяют предприятиям «Трансгидромеханизации»  трудиться практически круглосуточно и достигать производительности 400 тыс.м3 в месяц на один земснаряд.

Ряд предприятий Компании, испытав работу земснарядов импортных образцов, отказались от них, мотивируя тем, что они плохо приспособлены для работы в зимних условиях. Спрос на продукцию завода есть как в России, так и за ее пределами.

На смену воспитанникам (ученикам) Вавилова Н.Г., Романова А.К., Мельникова И.Т пришло и успешно работает молодое поколение гидромеханизаторов -  Горлач Н.А., Квинт А.В., Лизунов Л.Е., Леванов В.В., Кривоносов А.А., Соболев Д.А., Нархов А.В.

Предприятия Компании «Трансгидромеханизация» выполняют гидромеханизированные работы по всей территории России. За 2019 год объем выполненных намывных работ составил более 72 млн. м3 грунта на сумму свыше 15 млрд. рублей. Построено 8 земснарядов.    

Гидромеханизированный способ выполнения земляных работ является самым надежным по качеству и недорогим по стоимости.

Но, к сожалению, подрядчики при строительстве крупных объектов не учитывают преимущества гидромеханизации и выполняют земляные работы сухоройным способом, что ведет в дальнейшем ко многим неприятностям и значительному удорожанию объектов. Примером может служить сооружение автодороги Беркакит-Якутск, которая проектировалась с применением гидромеханизации, но местные власти решили задействовать свои свободные механизмы и отсыпали насыпь сухоройным способом. В результате чего при смене времен года дорога была трудно проходима или вообще не проходима, что привело к дополнительным затратам.

Грядет глобальное потепление климата и, как следствие, повышение уровня мирового океана и оттаивание вечной мерзлоты, что приведет к подтоплению низменных территорий и  просадке слабых грунтов в зонах вечной мерзлоты. В таких условиях значительно увеличится потребность в гидромеханизированных работах. А Компания «Трансгидромеханизация» имеет большой опыт работы за Северным полярным кругом.

Гидромеханизаторы готовы выполнять гидромеханизированные земляные работы в любой точке земли.

Не умерла еще гидромеханизация в России!

Автор