Номер: № 4 (2019)
На примере ликвидации аварии при строительстве коллектора станции московского метрополитена «Окская» показана технология ремонта крупных бетонных конструкций. Авария сопровождалась интенсивной течью и выносами грунта, из-за чего началась раскольцовка сегментов тюбингов коллектора на выходе ТПМК в демонтажную камеру. Под угрозой оказался жилой дом и автомагистраль. Примененные технологии ремонта обеспечили не только ликвидацию аварии, но и эксплуатацию подземного сооружения на долгие годы.
Коллектор сооружался механизированным способом с помощью тоннелепроходческим механизированным комплексом (ТПМК) диаметром 4 м. При строительстве демонтажной камеры для извлечения ТПМК возникли проблемы. Стены котлована сооружались методом «стена в грунте», одна из торцевых стенок котлована оказалась непробетонирована должным образом, поэтому при откопке котлована и достижения отметки нахождения дефекта началась интенсивная течь грунта и воды.
Выносы грунта опасны разуплотнением основания конструкции, знакопеременными нагрузками, а, следовательно, просадками и непрогнозируемыми деформациями, а также выколами бетона.
Длинными метровыми шпурами рабочие забурились до места повреждения торцевой стенки и начали нагнетать ремонтный состав. На первом этапе удалось приглушить основной вынос. Далее начали бороться с рассегментированиями
и вторичными выносами на устье тоннеля: забивка пакли и деревянных клиньев, а также зачеканка гидропломбой с последующим инъектированием. Закачка основного и вторичных выносов заняла более 20 часов.
В результате удалось остановить основной и вторичные выносы, при этом, до полной раскольцовки осталось 5 см, тоннель сел более чем на 25см от проектной отметки.
Полную версию статьи читайте в журнале "Гидротехника" № 4 (57)2019
Другие статьи по темам:
Сухие смеси производства MAPEI для ремонта бетонных конструкций