• Главная
  • Лента новостей
  • 26 морских нагонных наводнений предотвратил КЗС Санкт-Петербурга от наводнений за 10 ле...

№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

10 августа 2021  15:28

Лента новостей

26 морских нагонных наводнений предотвратил КЗС Санкт-Петербурга от наводнений за 10 лет эксплуатации

Сумма вероятностного ущерба, заложенная при декларировании КЗС как гидротехнического сооружения, составляет не менее 123 млрд  руб., и это только по наводнениям с подъемом уровня воды  более чем на 2 м. Об этом заявил на пресс-конференции ТАСС, посвященной 10-летию ввода КЗС в эксплуатацию, зам. директора по эксплуатации Дирекции КЗС Игорь Полищук. 

А при наихудшем сценарии – отказе гидромеханического оборудования и невозможности закрыть батопорт общая сумма ущерба, нанесенного городу, гражданам, а также экологии, составила бы не менее 49,5 млрд руб. При этом, отметил Полищук, выразив благодарность проектировщикам за высококачественный проект (проектная организация – институт «Ленгидропроект»), за 10 лет эксплуатации на КЗС не возникло ни одной аварийной ситуации, хотя в ходе технического обслуживания комплекса возникают проблемы, не заложенные проектом. К примеру, это забивание сливных отверстий батопорта мелкой шугой в зимний период, что вызывало необходимость специально заводить батопорт в доковую камеру. Поэтому эксплуатирующие службы по мере возникновения проблем принимают новые технические решения – в частности, об изоляции сливных отверстий.

Как отметил ГИП Сергей Кураев, минимальный проектный срок эксплуатации КЗС составляет 100 лет, комплекс способен защитить Санкт-Петербург даже от уникальных наводнений, повторяющихся один  раз в 1000 лет, когда уровень воды на ординаре Васильевского острова у Горного института составил бы 5 м.

Особо отметили участники пресс-конференции экологическую эффективность КЗС. Дирекцией осуществляется мониторинг качества воды в Невской губе, технологические регламенты обслуживания КЗС подстроены с учетом периода перелета и гнездования птиц, для мониторинга и организации экологически эффективных режимов работы приглашаются различные специалисты. На территориях КЗС орнитологи насчитывают 20 колоний птиц и 42 вида перелетных. Дирекция следует исполнению конвенции НЕЛКОМ, является постоянным участником Дня Балтийского моря и международных конференций по экологии Балтики. КЗС является единственным гидротехническим сооружением в России, на котором полностью очищаются сточные воды с автодороги протяженностью 25, 4 км, проходящей по дамбе с ежесуточным пропуском минимум 18 тыс. автомобилей. Исключено попадание ливневых и сточных вод в акваторию Невской губы, при этом технологии работы очистных сооружений ежегодно совершенствуются.

Отвечая на вопросы журналистов о влиянии на эксплуатацию КЗС работ по намыву территорий, ведущихся на Васильевском острове, а также о подтоплениях территорий в районе Ижоры Ломоносовского района, Сергей Кураев подчеркнул, что КЗС проектировался прежде всего для защиты от наводнений в Невской губе, которая, по сути, представляет собой водохранилище общей площадью 400 кв м, аккумулирующее воду в период наводнений.  Действительно, отметил Игорь Полищук, КЗС не защищает Приморский, Курортный районы Петербурга, а также допустил незначительное влияние КЗС на подъем воды, но не более чем на 5%, в районах за пределами Невской губы – это уровень, который возник бы даже в ситуации отсутствия КЗС. По словам  Сергея Кураева, при разработке проекта КЗС предусматривались берегозащитные сооружения от зажорных наводнений, но реализованы были частично. Для защиты от зажорных наводнений необходимо построить в истоке Невы у Ладожского озера гидроузел-регулятор, но его стоимость в разы превосходит ущерб, наносимый подтоплениями.  Существует вероятностная  угроза подтопления города водами Невы, отметил Игорь Полищук, и это связано с намывом на Васильевском острове, если на него будет снят мораторий, наложенный Смольным, но при этом многолетний мониторинг свидетельствует, что КЗС не оказывает никакого влияния на гидрологический режим Невской губы и полностью выполняет свое главное назначение – обеспечивает надежную защиту города от морских нагонных наводнений.

Подробнее об эксплуатации КЗС читайте в журнале «Гидротехника» №2/2020.

 

Фото предоставлено Дирекцией КЗС Санкт-Петербурга от наводнений.

 

Татьяна Ильина