Номер: № 3 (2019)
Исследования по оценке влияния дноуглубительных прорезей на гидравлику потока и уровни воды на перекатах показывали, что условия устойчивости русел рек при дноуглублении будут соблюдаться, если степень воздействия на характеристики потока и русла не превысит допустимых пределов, которые, в свою очередь, устанавливаются расчетом при определении гидравлически допустимых судоходных глубин.
Для оценки гидравлической возможности обеспечения пути за счет увеличения глубины до 4 м были выполнены расчеты, которые дали следующие результаты:
В портах Азов и Ростов-на-Дону была проведена оценка влияния изменения параметров судоходного участка и проведения дноуглубительных работ на гидрологический режим нижнего течения реки Дон.
Оценка режима скоростей течения в зоне прорези производится с помощью построения плана течений и разбивки речного потока на ряд струй с равновеликими значениями расхода воды.
Для ситуации вывоза грунта на морской отвал, а не в приурезовую зону были определены просадки уровня воды за счет произведенных дноуглубительных работ. Полученные данные позволили сделать вывод о максимальном статическом падении уровня воды в обозначенных сечениях при проработке прорези:
• Александровский перекат — на 10,5 см;
• перекат Ухвостье — на 3,9 см;
• Донецкий перекат — на 2,2 см;
• Елизаветинский перекат — на 17,2 см.
По результатам исследования можно сделать вывод, что проведение дноуглубительных работ в портах Азов и Ростов-на-Дону в расчетных объемах не окажет существенного влияния на гидрологический режим нижнего течения реки Дон и Азово-Донского морского канала.
Полную версию статьи читайте в журнале "Гидротехника" № 3 (56) 2019г.