№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

Технологии и опыт

Номер: № 3 (2019)

Исследование влияния проведения дноуглубительных работ на гидрологический режим нижнего течения р. Дон и Азово-Донского морского канала

Исследования по оценке влияния дноуглубительных прорезей на гидравлику потока и уровни воды на перекатах показывали, что условия устойчивости русел рек при дноуглублении будут соблюдаться, если степень воздействия на характеристики потока и русла не превысит допустимых пределов, которые, в свою очередь, устанавливаются расчетом при определении гидравлически допустимых судоходных глубин.

Для оценки гидравлической возможности обеспечения пути за счет увеличения глубины до 4 м были выполнены расчеты, которые дали следующие результаты:

  • Увеличить судоходную глубину, не изменяя форму русла, возможно лишь при увеличении расхода воды не менее чем до 580 м3/с.
  • Увеличение судоходной глубины до 4 м невозможно без изменения параболической формы русла и средних уклонов.
  • При расходах 500 м3/с и 400 м3/с необходимо изменить параболическую форму русла, приведя его к сечению канала, имеющего трапецеидальную форму. Этого можно достичь за счет проведения комплекса дноуглубительных работ. Данное требование может быть выполнено в том случае, если в результате инженерных мероприятий на участке реки не произойдет существенных изменений условий транспорта наносов. Для этого в зоне влияния инженерных мероприятий должен быть обеспечен беспрепятственный транзит русловых фракций наносов в той же мере, как это имело место в бытовом состоянии до их проведения. Транзит наносов осуществляется за счет увеличения скорости придонных струй.

 

В портах Азов и Ростов-на-Дону была проведена оценка влияния изменения параметров судоходного участка и проведения дноуглубительных работ на гидрологический режим нижнего течения реки Дон.

Оценка режима скоростей течения в зоне прорези производится с помощью построения плана течений и разбивки речного потока на ряд струй с равновеликими значениями расхода воды.

 

Для ситуации вывоза грунта на морской отвал, а не в приурезовую зону были определены просадки уровня воды за счет произведенных дноуглубительных работ. Полученные данные позволили сделать вывод о максимальном статическом падении уровня воды в обозначенных сечениях при проработке прорези:

•        Александровский перекат — на 10,5 см;

•        перекат Ухвостье  — на 3,9 см;

•        Донецкий перекат  — на 2,2 см;

•        Елизаветинский перекат  — на 17,2 см.

 

По результатам исследования можно сделать вывод, что проведение дноуглубительных работ в портах Азов и Ростов-на-Дону в расчетных объемах не окажет существенного влияния на гидрологический режим нижнего течения реки Дон и Азово-Донского морского канала.

 

Полную версию статьи читайте в журнале  "Гидротехника" № 3 (56) 2019г.

Авторы