№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

Технологии и опыт

Номер: № 1 (2018)

Строительство МНГС

В 2011 г. «ЛУКОЙЛом» была введена в эксплуатацию «Монтажно-сборочная площадка гидротехнических сооружений месторождений Каспия ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть». Она предназначена для укрупненной сборки, подъема и «накатки» на транспортно-монтажную баржу (ТМБ) элементов платформ массой до 12000 т, а также она выполняет функции «перевалочной базы» для обеспечения буровых комплексов эксплуатационно-технологическим оборудованием. На площадке собирались верхние строения платформ для месторождения им. В. Филановского.

Пересадка верхнего строения платформы на специально оборудованную ТМБ проводится в несколько приемов. Производится балластировка ТМБ (выравнивается уровень палубы ТМБ с уровнем монтажно-сборочной площадки). Конструкция верхнего строения с помощью «скиддинг-системы» «накатывается» на ТМБ.

Были построены четыре технологических причала, открылка существующего причала комплексной транспортно-производственной базы (КТПБ) ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», к которому непосредственно примыкает монтажно-сборочная площадка.

При разработке и реализации проекта учитывались следующие особенности:

  • ледообразование на реке с середины декабря по конец марта;
  • в месте строительства происходит резкое понижение отметок в сторону акватории;
  • влияние уровня воды в Волго-Каспийском морском судоходном канале на осадку ТМБ (были выполнены дноуглубительные работы под технологический ковш для швартовки ТМБ к причалу);
  • была произведена замена грунта на участке 74,3×46,7 м до глубины 8 м: следует соблюдать равномерности осадок и прогибов опорных конструкций под опорными башмаками «скиддинг-системы».

Основные характеристики ТМБ: максимальный дедвейт 14351 т, длина 140 м, ширина 62 м. Баржа может перевозить груз весом 14000 т.

Конструктивные решения опорных площадок определились, исходя из заданных нагрузок, технологии выполнения работ по монтажу верхних строений и «накатки» собранных верхних строений с помощью системы скольжения («скиддинг-системы») со сборочных площадок на ТМБ. «Скиддинг-система» для производства такелажных работ с крупногабаритными сверхтяжеловесными объектами является наиболее эффективной системой по надежности и безопасности производства работ. Пути скольжения крупногабаритных элементов платформ представляют собой две монолитные балки на свайном основании.

Процесс «накатки» верхних строений платформ на ТМБ осуществляется через три зоны: зону сборки верхнего строения платформ, зону проезда монтажных кранов и зону сборки верхних строений платформ.

Зона сборки верхних строений платформ (кроме нагрузок от башмаков «скиддинг-системы») характеризуется двумя основными нагрузками: нагрузка от восьми опор домкратов (каждая размером в плане 3×12 м), суммарно воспринимающих всю нагрузку от верхних строений, и нагрузками от временных опор размерами 3×3 м.

Для зоны сборки верхних строений платформы было выполнено следующее: под восемь домкратов из учета недопустимости влияния нагрузки на близко расположенную тыловую шпунтовую стенку выполнены отдельно стоящие фундаменты, представляющие из себя монолитные железобетонные плиты толщиной 1 м на свайном основании. Сваи из металлической трубы диаметром 1020×12 мм были расположены в три ряда с шагом 4 м, в ряду две сваи с расстоянием между ними 2 м. Отметка низа свай −55,10 м. Длина плиты 12 м, ширина с учетом конструктивных требований 4 м.

Были заменены существующие слабые грунты до отметки −32,00 м под всей площадкой сборки верхних строений платформы на песчаное основание с коэффициентом уплотнения верхнего слоя песка 0,98. Под «скиддинг-системой» были установлены монолитные железобетонные балки размером 37,61×4×1(п) м на свайном основании из металлических свай 1020×12 мм, шаг между рядами 3 м, в ряду две сваи с расстоянием между ними 2 м.

Зона сборки верхних строений платформ полностью расположилась на эстакадной конструкции. Толщина монолитного железобетонного ростверка принята равной 1 м, шаг свай 5×5 м, в зоне домкратов с большими нагрузками под ними поперечный шаг свай уменьшен до 3 м. Сваи из металлических труб 1020×12 мм. Для опирания и фиксации аппарели ТМБ в зоне линий «скиддинг-системы» предусмотрены в ростверке две ниши 2×0,5×0,5 м.

Одна из площадок складирования из конструктивных соображений выполнена в виде эстакадной конструкции (плита ростверка монолитная ПРМ5). Характеристики монолитного железобетонного ростверка: высота 0,8 м, шаг свайного основания 7×7 м, сваи из металлических труб 1020×12 мм.

Материалом для всех железобетонных сооружений служил бетон В25, F150, W6 по ГОСТ 26633–91.

Площадки складирования отличаются от основных технологических площадок небольшими нагрузками (5 т/м2) и менее жесткими требованиями по осадкам основания.

Лицевая шпунтовая стенка выполнена из шпунтовых панелей ПШС 50/1503365 и ПШС 60/150–4880 длиной 16,8–26,8 м, заанкерованных за стенку из шпунта 40/150–1830 высотой 7 м. Анкерные тяги 57,5 мм и 63,5 мм имеют длину 19,7–20,7 м (устроены для различных участков на отметках –23,4 м и –24 м), шаг анкерных тяг 2 и 3 м. Отметка низа лицевой шпунтовой стенки колеблется от –38,5 м до –48,5 м.

По погруженным шпунтовым стенкам устроен железобетонный оголовок шириной 1,4 м с разбивкой на секции до 30 м. На каждой секции оголовка установлены две деформационные марки. Между секциями устроены температурные швы из антисептированных досок шириной 40 мм. По всей длине шпунтовой стенки с шагом 3 м устроены дренажные устройства. Засыпка пазух оторочки произведена среднезернистым песком до отметки –21,7 м, коэффициент уплотнения верхнего слоя песка 0,98. На шпунтовой стенке смонтированы отбойные устройства Trelleborg ANP 400 длиной 3,5 м с шагом 5,0 м на отметке –25 м (низ отбойника), а также стремянки для спуска на воду с шагом 30 м.

Согласно СП 58.13330.2012 (Гидротехнические сооружения. Основные положения), построенные гидротехнические сооружения относятся к III классу.

На сайте размещена сокращенная версия статьи. Полную версию читайте в журнале.

Авторы