№1 | март 2024

Новый номер

№4 | декабрь 2023

Новый номер

№3 | сентябрь 2023

Новый номер

№2 | июнь 2023

Новый номер

№1 | март 2023

Новый номер

№4 | декабрь 2022

Новый номер

№3 | сентябрь 2022

Новый номер

№2 | май 2022

Новый номер

№1 | март 2022

Новый номер

№4 | ноябрь 2021

Новый номер

№3 | август  2021

Новый номер

№2 | май 2021

Новый номер

№1 | февраль 2021

Новый номер

№4 | ноябрь 2020

Новый номер

№3 |  2020

Новый номер

№2 |  2020

Новый номер

№1 |  2020

Новый номер

№4 |  2019

Новый номер

№3 |  2019

Новый номер

№2 |  2019

Новый номер

№1 |  2019

Новый номер

№4 |  2018

Новый номер

№3 |  2018

Новый номер

№2 |  2018

Новый номер

№1 |  2018

Новый номер

Технологии и опыт

Номер: № 1 (2018)

Перспективы развития портовой инфраструктуры

По материалам конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» Медиа-группы «ПортНьюс».

В работе конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», организованногомедиа-группой «ПортНьюс», приняли участие более 250 специалистов из различных государственных структур и компаний, в том числе представители Минтранса, Минпромторга, Минстроя России, Росморречфлота, Нацрыбресурса и Главгосэкспертизы. Официальными партнерами конгресса выступили ФГУП «Росморпорт» и Международная ассоциация дноуглубительных компаний IADC.

В рамках конгресса состоялись V Международный форум дноуглубительных компаний и техническая конференция, посвященная новым технологиям гидротехнического строительства на водных объектах.

Наиболее острой проблемой, которую последние годы активно обсуждают морские и речные гидротехники, является несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы проектирования, строительства, эксплуатации объектов портовой инфраструктуры, а также экспертизы проектов и проведения дноуглубительных работ. Нередко противоречивые требования нормативных документов становятся серьезным препятствием в реализации портовых проектов. Этой теме был посвящен доклад заместителя руководителя Росморречфлота Н. В. Жихаревой.

Говоря о проблемах нормативного регулирования дноуглубительных работ, она напомнила, что эти проблемы серьезно были поставлены пять лет назад на I Форуме дноуглубительных компаний. Тогда специалисты обозначили ключевую необходимость — разрешить захоронение грунтов, извлекаемых при дноуглубительных работах во внутренних морских водах территориального моря (ВМВТМ), чтобы сэкономить затраты при строительстве портовой инфраструктуры. Драйвером для внесения изменений в законодательство стало принятие решения о строительстве порта Сабетта и его удаленность от границы РФ. В 2013 г. необходимый закон был принят, также были внесены изменения в закон о внутренних морских водах и в Водный кодекс РФ. Таким образом, была создана правовая база и урегулированы правовые отношения, чтобы проводить работы и захоранивать грунты во ВМВТМ, а также использовать извлекаемые грунты при создании искусственных сооружений, что позволяет существенно снижать затраты при строительстве.

На да данный момент, отметила Н. В. Жихарева, Росморречфлот завершает формирование нормативной базы по регулированию дноуглубительных работ, подготовлен и направлен в Минюст проект приказа Минтранса, который устанавливает порядок проведения закрытого аукциона на заключение договоров поставки донного грунта, извлекаемого при дноуглубительных работах. Несмотря на положительный опыт нормативно-правового регулирования дноуглубительных работ, который есть сегодня на Северо-Западе, в Южном бассейне, в ряде регионов — в первую очередь это Дальний Восток, Сахалин, — остаются проблемы, которые связаны с тем, что строительство портов соседствует с другими видами деятельности, такими как рыбоводство и рыболовство, когда приходится согласовывать действия с другими федеральными органами. Учитывая, что для решения обозначенных проблем нет законодательных ограничений, Надежда Викторовна заверила, что в ближайшее время пути решения будут найдены, на данный момент работа по выработке решений ведется Росморпортом и Росморречфлотом совместно с другими заинтересованными ведомствами, в первую очередь с Росрыболовством и Роспотребнадзором. Эти решения позволят начать реализацию проектов по созданию портовой инфраструктуры на Сахалине и в Приморском крае.

Отдельно Н. В. Жихарева остановилась на решении проблем речных портов, которым был присвоен статус морских, поскольку они осуществляют деятельность в морских акваториях. Тем не менее возникают вопросы, какие нормы строительства применять к портам, в правовом плане являющимся морскими, а фактически расположенным на реках, где совсем другие гидрологические режимы. В настоящее время Росморречфлот совместно с Минприроды готовят проект изменения в ГК и в закон об экологической экспертизе, чтобы упорядочить деятельность по строительству морских портов на реках.

Директор ФГУП «Росморпорт» А. В. Лаврищев обозначил ближайшие планы ведомства как на объемы дноуглубительных работ, так и на строительство морских портовых гидротехнических сооружений. Детально он остановился на крупных государственных проектах — это «Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград. Международный морской терминал для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский, Калининградской области», по которому в 2017 г., в соответствии с поручением Президента РФ и распоряжением Правительства РФ, заключен государственный контракт, и проект «Строительство комплекса береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик».

Проект в Пионерском предусматривает создание искусственного земельного участка площадью 5,16 га, акватории (дноуглубление в объеме 1,3 млн м3), причалов для приема круизных судов и паромов, береговой инфраструктуры с максимальным пассажиропотоком 250 тыс. пассажиров в год и грузопотоком 80 тыс. единиц в год. Цена контракта 7 313 млн руб. Строительство части объектов, в том числе здание морского вокзала, будет профинансировано за счет средств частного инвестора. Срок окончания строительства 31 октября 2019 г.

Основная цель проекта в Геленджике — создание в морском порту современного грузопассажирского терминала для приема грузовых и пассажирских судов, моторных и парусных маломерных судов различного класса. Грузооборот терминала 300 тыс. т/год, пассажирооборот 20 тыс. чел./год. Период строительства 2018–2019 гг., стоимость федеральной части 4,8 млрд руб.

Говоря о дноуглублении, А. В. Лаврищев подчеркнул, что ФГУП «Росморпорт» продолжает следовать принципу проведения дноуглубительных работ собственными техническими средствами. На сегодняшний день это 65% от всего объема работ. С этой целью в период с 2014 по 2017 гг. ведомством закуплено и построено 13 судов различного типа, сегодня дноуглубительный флот «Росморпорта» насчитывает более 30 единиц техники, о чем более детально рассказал и начальник управления развития и строительства флота ФГУП «Росморпорт» В. И. Штрамбранд.

В целом состоявшийся в рамках конгресса V международный форум показал, что в России имеется высокий потенциал — инженерно-конструкторский, производственный, технологический — для развития отрасли производства отечественного дноуглубительного флота. Этим вопросам посвятили свои доклады заместитель руководителя департамента судостроения и морской техники Минпромторга России Н. В. Шабликов, врио начальника управления флота, портов и мониторинга Росрыболовства А. Е. Дубник; генеральный директор Морского инженерного бюро Г. В. Егоров, генеральный директор ООО «Завод Гидромеханизации» Д. Н. Гарбуз, технический директор ООО «Нониус Инжиниринг» М. Н. Чемоданов.

При этом участники отметили большой вклад зарубежных партнеров в развитие дноуглубления и дноуглубительной техники в России. Направления, в которых развивается за рубежом отрасль дноуглубления, представили в своих сообщениях генеральный секретарь Международной ассоциации дноуглубительных компаний Рене Колман, менеджер ГК «Дамен» Марк Тайссен.

В рамках конгресса состоялось подписание меморандума о намерениях между ФГУП«Росморпорт» и компанией«Мордрага» о развитии взаимовыгодного сотрудничества.

На сайте размещена сокращенная версия статьи. Полную версию читайте в журнале.