Статьи

Номер: № 1 (2020)

Надзор за безопасностью ГТС водного транспорта

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ СУДОХОДНЫХ И ПОРТОВЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

— Андрей Игоревич, какова в целом ситуация с ГТС водного транспорта, надзор за которыми осуществляет ваше ведомство?

— Прежде всего, отмечу, что система управления и надзора за внутренними водными путями и расположенными на них судоходными гидротехническими сооружениями в России складывалась и функционирует уже более 200 лет. Гидротехнические сооружения являются неотъемлемой частью транспортного комплекса, соединяют транспортные пути, определяют логистику товаро- и пассажиропотока и, в целом, оказывают влияние на развитие и жизнедеятельность регионов нашей страны.

Одним из направлений деятельности Федеральной службы является надзор за эксплуатацией гидротехнических сооружений. По состоянию на 01.10.2019 г. поднадзорными Ространснадзору являются 3846 ГТС, а именно: 741 судоходное сооружение, в том числе 111 гидроузлов; 1576 морских портовых ГТС; 1529 речных портовых ГТС.

Ежегодно инспекторским составом выявляется значительное количество нарушений законодательства при эксплуатации ГТС — например, за 10 месяцев 2019 г. было выявлено порядка 1,5 тыс. нарушений.

 

— Какие из выявляемых нарушений вы бы назвали самыми распространенными?

— Наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми в ходе проверок организаций, эксплуатирующих портовые ГТС, можно назвать:

•        нарушения установленного режима эксплуатации и назначения причалов, в том числе постановка судна к причалу с параметрами большими, чем параметры расчетного судна, указанного в техпаспорте причала,

•        повреждение конструкций ГТС, в том числе, отбойных устройств, разрушение верхнего покрытия причала, а также, несоответствие отметок дна проектным значениям;

А характерными нарушениями при эксплуатации судоходных ГТС являются:

•        невыполнение плановых мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасности СГТС;

•     непринятие мер по обеспечению безопасности при ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены СГТС.

 

— Каковы причины допускаемых нарушений?

— Организации, эксплуатирующие вышеуказанные причальные сооружения, стремятся всячески минимизировать затраты на их содержание, выполняя в основном поддерживающий ремонт, проводимый в подавляющем большинстве случаев после выявления нарушений инспектором Ространснадзора. Особенно это относится к субъектам, эксплуатирующим ГТС, но не являющимся собственниками объектов.

Допускается и привлечение неаккредитованных лиц и организаций для выполнения работ, связанных с обследованием сооружений.

Но, как уже было отмечено выше, большая часть нарушений связана с несоблюдением условий эксплуатации ГТС. Территориальными управлениями Госморречнадзора в 2019 г. при проверках выявлены многочисленные факты швартовки судов к причалам с параметрами большими, чем параметры расчетного судна, указанного в технической документации.