• Главная
  • Статьи
  • Аспекты стандартизации в области морской нефтегазовой промышленности

Статьи

Номер: № 1 (2019)

Аспекты стандартизации в области морской нефтегазовой промышленности

В мире освоение морских месторождений ведется очень давно и активно. В России с начала 2000-х гг. тоже началось его освоение. Идет добыча на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» (месторождения Чайво, Одопту, Аркутун-Даги, Пильтун-Астохское и Лунское). Стартовала добыча и на проекте «Сахалин-3» (Аяшский лицензионный участок, Киринское газоконденсатное месторождение, Южно-Киринское месторождение), а также на месторождении Приразломное в Печорском море. Ведется добыча на Каспии (месторождения им. Ю. Корчагина и им. В. Филановского), на Балтике (месторождение Кравцовское) и на берегу Баренцева моря (Варандейский нефтеотгрузочный терминал в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции).

Развитие высокими темпами Арктики, континентального шельфа и акваторий в РФ — это перспективное будущее, но уже сейчас должен создаваться необходимый технологический интеллектуальный задел для его перспективного освоения. Однако без развитой отечественной нормативной базы невозможно качественно спроектировать и построить любые сооружения, в том числе и такие сложные высокотехнологичные объекты, как морские нефтегазопромысловые платформы (МНГС).

В последнее время на решения по развитию национальной стандартизации в области морской нефтегазовой промышленности «подтолкнули» такие факторы, как:

  • инновационный подход в области проектирования и строительства МНГС;
  • суровые и сложные условия, в которых часто эксплуатируются морские сооружения;
  • экологические ограничения;
  • требования к повышению уровня безопасности;
  • проблема экономической эффективности МНГС при обустройстве месторождений: т. к. действующие проекты добычи на шельфе в нынешней ситуации себя едва окупают, за редким исключением, а новые проекты требуют весьма серьезных капитальных вложений, то в среднесрочной перспективе сооружения потенциально нерентабельны.

Состояние инновационной деятельности в любом государстве — это важнейший индикатор развития общества и его экономики. В настоящее время в России предприняты определенные шаги по разработке высокотехнологичных инновационных технологий:

  • в концепциях и в обоснованиях инвестиций закладываются инновационные технические решения (например, реализация таких технологических решений, как «подводный добычной комплекс», применение всасываемых свай платформ в песчаных грунтах и т. п.);
  • цифровые направления (к примеру, «цифровой двойник» морского месторождения», в том числе «цифровой керн», «умное бурение», «умная добыча» и др.);
  • предпринимаются попытки унификации проектов по трубопроводам и др.

Без инновационных технологий невозможно появление и внедрение ноу-хау, изобретений, цифровых технологий, но данные технологии могут появиться только после собранной воедино и хорошо развитой гармонизированной нормативно-технической базы, которая в области морской нефтегазовой промышленности должна быть относительно полной, качественно разработанной компетентными организациями. Стандартизация в данной области должна обеспечить совместимость, взаимозаменяемость, унификацию, единство характеристик и свойств продукции (видов работ, технологий, направлений, инноваций и т. п.).

Стандарты в области проектирования, строительства и эксплуатации МНГС задают уровень, на который должны ориентироваться все предприятия, участвующие в морском нефтегазовом бизнесе.

Хотелось бы отметить, что именно на Киринском месторождении проекта «Сахалин-3» успешно испытан первый в России (и пока что единственный) подводный добычный комплекс. Он позволяет добывать углеводороды в сложнейших климатических условиях, даже подо льдом, без строительства платформ и иных надводных конструкций. При создании комплекса «Газпром» учел сейсмоактивность региона, поэтому оборудование устойчиво к землетрясениям амплитудой до 9 баллов. Но данный проект был реализован без отечественной нормативной базы по подводным добычным комплексам — эти нормативы разрабатываются только сейчас.

На данный момент при проектировании фундаментов для МНГС (в том числе при анализе геотехнических рисков СПБУ) до сих пор нет единой методики расчета и нет национальных стандартов. Проектировщики используют самые разные документы:

  • стандарт Американского нефтяного института API RP 2A-WSD American Petroleum Institute. Recommended Practice for Planning, Designing and Constructing Fixed Offshore Platforms — Working Stress Design;
  • РД 51.36-81 Опорные колонны самоподъемной плавучей буровой установки. Методика расчета глубины задавливания в грунт (документ 1981 г. используется справочно);
  • СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения;
  • СП 24.13330.2011 Свайные фундаменты и СП 50-102-2003 Проектирование и устройство свайных фундаментов.

Зарубежные компании пользуются документами ISO 19905-1 Petroleum and natural gas industries — Site-specific assessment of mobile offshore units — Part 1: Jack-ups; ISO 19901-4:2016 Petroleum and natural gas industries — Specific requirements for offshore structures — Part 4: Geotechnical and foundation design considerations, и др.

Поэтому назрела необходимость гармонизировать зарубежные нормативные документы на основе геотехнических ISO (ISO 19905-1, ISO 19901-4:2016 и др.).

Очевидно, что зарубежные стандарты не учитывают требования федерального законодательства и национальных надзорных органов, поэтому перечисленные выше обстоятельства исключают возможность прямого применения зарубежных стандартов для подготовки проектной документации на проектирование и строительство МНГС и последующее получение положительного заключения «ФАУ «Главгосэкспертиза России». В связи с этим одним из ключевых ориентиров при формировании российских стандартов в области проектирования и строительства МНГС является адаптация международных и зарубежных стандартов к технологиям, применяемым в отрасли.

Обозначим уже действующие на территории РФ стандарты в области обустройства морских нефтегазовых месторождений:

  • ГОСТ Р 58113-2018 Арктические операции. Управление ледовой обстановкой. Обеспечение метеорологической и гидрологической информацией;
  • ГОСТ Р 58114-2018 Арктические операции. Управление ледовой обстановкой. Мониторинг ледовой обстановки;
  • ГОСТ Р ИСО 13628-2-2013 Проектирование и эксплуатация систем подводной добычи. Часть 2. Гибкие трубные системы многослойной структуры без связующих слоев для подводного и морского применения;
  • СП 369.1325800.2017 Платформы морские стационарные. Правила проектирования;
  • ГОСТ Р 54594-2011 Платформы морские. Правила обитаемости. Общие требования;
  • ГОСТ Р 56000-2014 Морские добычные установки. Выполнение работ в арктических условиях. Основные требования;
  • ГОСТ Р 55998-2014 Морские добычные установки. Эвакуационные пути и временные убежища. Основные требования;
  • ГОСТ Р 54382-2011 (DNV-OS-F101-2000) Подводные трубопроводные системы. Общие технические требования;
  • ГОСТ Р 57148-2016 (ИСО 19901-1:2015) Сооружения нефтегазопромысловые морские. Проектирование и эксплуатация с учетом гидрометеорологических условий и др.

На данный момент разрабатываются или имеют место проекты следующих нормативных документов:

  • ГОСТ Р Защита от коррозии морских сооружений;
  • ГОСТ Р Обслуживание объектов;
  • ГОСТ Р Безопасность производственных площадок морских платформ;
  • ГОСТ Р Учет ледовых нагрузок при проектировании морских платформ;
  • проект ГОСТ Р (ИСО 13628-1) Часть 1. Общие требования и рекомендации;
  • проект ГОСТ Р (ИСО 13628-5) Часть 5. Подводные шлангокабели;
  • проект ГОСТ Р Сооружения нефтегазопромысловые морские стационарные. Правила проектирования и строительства;
  • проект ГОСТ Р ИСО 19901-7 Сооружения нефтегазопромысловые морские. Системы позиционирования плавучих сооружений.

Для развития российской экономики в стране необходимо преодолеть техническую и технологическую отсталость, обеспечить восстановление и приобретение инновационных технологий, чтобы в дальнейшем производить разведку и эксплуатировать сооружения на континентальном шельфе.

Автор